despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Влияние итальянского футуризма на искусство других стран.

На фото - Дворец собраний в Чандигархе, Индия. Ш. Ле Корбюзье, 1964

Индустриальная революция в Италии случилась в 80-х годах ХІХ века. Как мы уже знаем, индустриальное развитие, невозможно без банковского кредитования.
Металлургические комбинаты в Италии начали строиться в 80-х годах ХІХ века. Одновременно с индустриальной революцией, появилось направление в искусстве - модернизм. Модернизм появился в рамках философии Просвещения, которую мы связываем с процветанием колониальных империй.
В эти же годы, начали создаваться кооперативы фермеров и не только их.
Италия – страна, где кооперативное движение приобрело небывалый размах. Теоретически, в России могло бы быть то же самое.
Странно, что  кооперативное движение (и колхозы) в России не стало таким же популярным, как в Италии, не смотря на близость менталитетов.
Первый сьезд аграрных и производственных кооперативов был проведен в 1886 году, а общегосударственная организация, объединяющая кооперативы, существовала в Италии с 1887 года. Кроме аграрных и производственных, в Италии существовали также кредитные и потребительское кооперативы.
Всего, до ПМВ, в Италии насчитывалось 8000 кооперативов, их ряды насчитывали 1/7 всех занятых в Италии в 1915 году. А в 1921 году, из общего числа 19,5 тысяч кооперативов, не считая фермерских, 6500 были потребительские, 7600 производственные и 1500 кредитные. Итальянские кооперативы имели развитые региональные сети. Крупный кооператив в Турине (на севере) включал в себя 13000 членов и имел собственные производства ширпотреба и продуктов питания, библиотеки, театры, 150 магазинов и более 1000 наемных рабочих. Чем не Коза Ностра?
При Дуче, кооперативное движение получило бюрократическую надстройку, но потребительское кооперативы подвергались гонениям, как «рассадник социалистов» (и конкурент монополий).
На индустриальном севере страны существовала (и существует) Федерация Кооперативов Италии, которую контролировала Католическая церковь. Федерация объединяла, в основном, кредитные и агрокооперативы.
После ВМВ, в разоренной Италии, кооперативы работали против черного рынка и роста цен: они использовали муниципальное финансирование, под гарантии торгующих кооперативных сетей.


В наше время термин футуризм часто используется потому, что имеет отношение к кинофантастике в которой говорится о будущем. А в начале ХХ века, термин «футуризм» использовался не для определения принадлежности к научно-фантастическим фильмам.
Футуризм обозначал движение, которое было начато итальянцами Антонио Сант-Элия (1888-1916) в архитектуре и Ф. Маринетти, в другом искусстве, особенно в литературе.Термин футуризм впервые используется в работе Ф. Т. Маринетти в статье «Manifeste du Futurisme», опубликованной в газете Le Figaro в 1909.
Добавим, что в 1908 году, накануне написания «Манифеста» внешняя торговля в Италии достигла исторического минимума. Это говорило о достижении предела эффективности существующей экономической системы, созданной в результате буржуазной революции (80-е годы ХІХ века). Италия была (и есть) похожа на Россию в том, что имелось два территориально разделенных региона, нуждающихся в товарообмене и притоке рабочей силы: индустриальный север и аграрный юг. Искусство итальянского футуризма, как и советского авангарда, носило характер активационной пропаганды, в первую очередь, чтобы привлечь в социальный проект модернизации (милитаризации) жителей аграрных регионов. Однако, итальянские куркули остались глухи к призывам футуристов: одной пропагандой, без НКВД и голодомора, задача модернизации общества не решалась.

С помощью термина Футуризм, Ф. Маринетти дал название движению, которое началось с литературы, а затем охватило все области искусства. В 1910 году, с манифеста «Manifesto dei pittori futuristi», опубликованного Джакомо Балла (1871-1958), Умберто Баччони (1882-1916), Карло Карра (1881-1966), Луиджи Руссоло (1885-1947) и Джино Северини (1883-1966), футуризм начал проявлять себя и в других областях искусства. В 1912 году последовал манифест «Pittori Scultura Futurista» У. Боччони, а в 1914 году - «Манифест футуристической архитектуры» А. Сант-Элии.
Другими манифестами итальянских футуристов стали: Technical Manifesto of Futurist Literature (1912), The Variety Theatre (1913), The Futurist Synthetic Theatre (1915), и The New Religion – Morality of Speed (1916).
Манифест кинофутуристов был издан в 1916 году. Он включал в себя 14 правил для использования в кино, с помощью которых «итальянский креативный гений и его абсолютное превосходство в мире, разложит и сложит вселенную, в соответствии с нашими чудесными прихотями»

Правила, вводимые футуристами, напоминают внедрение в СССР свода правил соцреализма  на всасоюзных съездах литераторов, кинематографистов. архитекторов и др. в 1934-1935 годах.

Во французском словаре «Ларусс» футуризм определяется, как «литературное движение, основанное на отказе от старого и корректировке ключевых концепций современного мира (динамизм, скорость, механизация и т. д.), распространенное, в основном, в Италии и в России, в начале ХХ века». (Ларусс, 1986).
Футуристы пропагандировали веру в то, что машины дадут счастье людям. Слоган «машины (роботы и массовое производство) должны вернуть счастье людям, у которых они его забрали» можно было бы принять, как новую формулу счастья для буржуазии, которая боится революции рабочего класса.
Буржуа, прежде осуществившие свою собственную революцию, боялись революции низших классов. В этой связи, наиболее важным предметом, на котором сосредоточились футуристы, стала «живая история» (Marinetti, 2002; Roloff, 1995).
Однако, с конца XIX века, идея Просвещения, Промышленной (буржуазной) революции и преобразования природы, постепенно уступала место пессимизму. Вера в буржуазную революцию «для всех», была утеряна. Счастье, обещанное в прошлом каждому и породившее идею Просвещения, стало приоритетом лишь крупной буржуазии, но не мелкой буржуазии, пролетариата и крестьян. Кроме замедления индустриального развития и нарастающего технологического отставания экономики, тяготило итальянцев и давление, оказываемое на общество Католической церковью. Влияние на общество церковного мракобесия в Италии было чрезмерным, по сравнению с другими индустриально развитыми странами – Германией, Англией и Францией, не говоря про США. Это влияние было сопоставимо с влиянием церкви в экономически отсталой России.
Пессимистическая атмосфера в обществе не шла на пользу крупной буржуазии Италии. Страх, который буржуа испытывали, был связан с новыми социальными конфликтами, которые возникли в процессе индустриализации (непримиримая классовая борьба буржуазии с рабочим классом).

В этом вопросе, футуризм, как буржуазное движение, вошел в тему, определил новую формулировку счастья (для рабочих, крестьян и мелких буржуев) и назвал элементы, которые оно включает. Пессимистическим классам (рабочим и крестьянам) следовало напомнить, что машина не была средством счастья (для них), зато она начала прогресс, давала (им) скорость и движение.

Буржуазные магнаты, сделавшие собственную, обогатившую их революцию реальной, не хотели, чтобы это стало примером для революции рабочего класса. Чтобы не наводить пролетариев на временный характер своих социальных преимуществ, крупная буржуазия Италии заменила исторический контекст мифом - «живой историей».


Термин «живая история» происходит от понятия «современность», созданного философией Просвещения и ее продолжением - промышленной революцией, породившей модернизм. В своей работе «Все твердое тает в воздухе» Маршал Берман (американский писатель и философ, марксист-гуманист 1940-2013) определяет термин «модерн», как явление, которое берет свое интеллектуальное происхождение от художников-интеллектуалов эпохи Возрождения и от движения Позитивизма. Основателем Позитивизма был Огюст Конт (французский философ, автор учения Позитивизма 1798-1857) . В XIX веке Позитивизм был очень популярен.

Философия Позитивизма была построена на революции в промышленности, результаты которой использовались для создания среды массового производства и потребления, например:

«Быть современным означает оказаться в среде, которая обещает нам приключения, силу, восторг и, трансформацию, как нас самих, так и мира. В то же время, эта трансформация ведет к искоренению всего того, что у нас есть, что мы знаем и чем являемся. Современная среда и опыт пересекают все виды географических и этнических, классовых и национальных, религиозных и идеологических границ: современность объединяет все человечество. Но это единство парадоксально, единство дисгармонично; оно позволяет всем нам течь в водовороте раскрепощения и новаторства, борьбы и парадоксов, нерешительности и боли, которые никогда не заканчиваются. Согласно утверждению К. Маркса, современность означает быть частью вселенной, в которой «все твердое растворяется в воздухе (разрушается)» (Берман, 2004 г.) .

Концепция разрушения, о которой говорит М. Берман, развивается от принятия прошлых верований, покорности, легенд и мифов, как цепей на ногах, которые мешают достижению цели современного существа. Субъект, наконец, осознает порядок природы и использует это знание, чтобы победить природу (используя природу ради достижения своей цели и обещая спасение от стихийных бедствий).

Концепция «живой истории» присутствует почти во всех футуристических манифестах. Также, в них упоминается, что все художественные учреждения, которые принадлежат прошлому, должны быть уничтожены, все области искусства должны быть построены, в соответствии с новой эпохой, а (реальная) история определяется, как источник гнилости, ограниченности и тупости.
В этом контексте, в «Манифесте музыкантов-футуристов» 1910, музыкант Франческо Прателла (1880-1955) призывал к отказу от классического обучения и к тому, что все школы, библиотеки и музеи должны быть разрушены. (Pratella, 2002).

Напомним, что отказ от старого искусства – это одна из отличительных черт Авангарда 20-х годов.


Итальянский футуризм включал в себя четыре основных концепции.
Футурист ненавидит историю, поэтому нападает на все школы, учреждения и традиции, принадлежащие прошлому. По мнению футуристов, академии, музеи, библиотеки должны быть уничтожены. Таким образом, футуристы определяют агрессивность и войну, как свой принцип, во всех манифестациях, которые они публикуют. Маринетти пишет, что взрывы на войнах, огневые машины, пулеметы, танки создают новые эстетические формы. Война, по словам Маринетти, полна «… красоты орхидей из огня…» (Батур, 1998).

«Утопия Буржуа - это война (старого и нового). Потому что война – это единственное место, где мы можем неизбежно продолжать технологическое развитие, не создавая новых социальных конфликтов» (Roloff, 1995). Иными словами, необходимо отказаться от истории, чтобы разрушить старое и построить новое счастливое общество. Это возможно, только, в случае большой мировой войны.

Машина - это новое устройство, открывающее новый мир, футуристы сожалеют, что машины, до сих пор, не были приняты во внимание создателями искусств. Маринетти, в своем «Манифесте футуризма», обсуждает необходимость соединения прирученных природных сил с инстинктами человека. По мнению футуристов, «музыкальный дух толпы строительных площадок крупных промышленных предприятий, поездов, трансатлантических лайнеров, броневиков и самолетов ...» должен быть услышан и показан в театрах (и кино). (Marinetti, 2002; Pratella, 2002).

Вместе с революцией в индустрии, такие понятия, как движение и скорость, вошли в жизнь людей. Поэтому, по словам Маринетти, мы должны испытывать «крайнее отвращение от медлительности, придирчивости, долгих анализов и объяснений». Поскольку, скорость приносит с собой желание движения и действия, футуристы предпочитают произведения искусства, стиль которых, полон желания действия, вместо манеры, которая благородна и сложна. На этом этапе, в футуристическом театре, создаются такие ситуации, как продажа двух билетов в одно и то же место и попытка быть освистанным, чтобы принудить аудиторию к действию (Marinetti, 2002; Roloff, 1995).

Итальянские футуристы оказали немалое влияние на архитектуру начала ХХ века.

Архитектурный выставочный проект «Citta Nuova» А. Сант'Элии и Марио. Кьаттоне (1891-1957) в 1914 году в Милане, состоявший из предварительных набросков, рисует очертания футуристической архитектуры города будущего. Проект «Citta Nuova» отвергает украшения и предлагает строить многоэтажные города с лифтами и эскалаторами, использовать новые материалы для строительства. Город, по их мнению, – это окружающая человека машина. А. Сант-Элиа, Марио Кьяттоне и Ф. Маринетти изложили свое видение в «Manifesto dell'architectura» (Sant ’Elia & Marinetti, 1991; Conrads, 1991).

Идеи Сант-Элии о механизированном городе положили начало лозунгу: «Дом - это современная машина, в которой мы живем». Футуристы вдохновили создателя утопического проекта городского района на 2 млн жителей, франко-швейцарского архитектора Шарля Ле Корбюзье (1887-1965) - «Современная вилла» (1922).
Ш. Ле Корбюзье – это основатель того, что мы называем «современной архитектурой». В 20-х годах, Ле Корбюзье сформулировал пять принципов новой архитектуры, которые он демонстрировал в построенных им зданиях.
Принципы Ле Корбюзье совершили революцию в городской архитектуре.
1. Pilotis - Идея опорных конструкций на столбах для того, чтобы почва могла свободно использоваться.
2. Сад на крыше - на плоской крыше есть слой растительности.
3. Свободный план - отсутствие тяжелых стен, что позволяет гибко использовать жилое пространство.
4. Горизонтальные окна - они обеспечивают ровный свет внутри инфраструктуры и открывают виды на окрестности.
5. Свободный фасад - открытые и закрытые секции фасада позволяют отделить внешний дизайн от конструкции здания.

Кроме этого, работы итальянских футуристов, германских экспрессионистов и Ш. Ле Корбюзье вдохновили немецкого режиссера Фрица Ланга (1890-1976) снять в США фильм «Метрополис» 1927. Архитектурный элемент Звезды смерти из «Звездных войн» - конусная воронка- тоже навеяна футуристами. В фильме «5 элемент», 1997 (кадр из фильма ниже) и в начале фильма "Солярис" 1972, показан город-машина, жизнь в котором, однако, далека от комфорта.


Футуристическое кино впервые представлено Арнальдо Джинна («Le locomotive con le calze» «Поезда в носках») и Б. Каррой в 1910 году. Пишут, что футуристы, не внесли никаких новшеств в область кино. Однако, обобщенные выше концепции, на которых сосредоточились футуристы, повлияли на движение Авангарда в разных странах и часто встречаются в современном фантастическом кино.

Одной из тенденций Авангарда, была символическая триада машинизм-продуктивизм-массовая культура.

Символическая роль машины, в Авангарде, не определена: она является предметом различных, даже противоположных проектов. В работах Маринетти машина стала лишь перевернутой эстетикой. Перевернутой, потому что она олицетворяет конец художественной традиции, победное завершение конфликта против Природы. Во всяком случае, итальянские футуристы не смогли построить связный дискурс о машине, они превратили ее в объект эстетического созерцания.
Русско-советский футуризм (конструктивистские движения), наоборот, изображали машину, как часть промышленности, производства или фабрики.
На русских футуристов, вероятно, повлиял не поздний «Манифест о кино» 1916, а довоенные манифесты о музыке театре и литературе (Луиджи Руссоло 1885-1947 и Францеско Прателла 1880-1955). В советском авангарде, машина (как и кинематограф, кстати) выступала, не в роли средства разрыва с традицией, но в роли того, что требовалось создать.
Техническое развитие в СССР было актуальным вопросом развития экономики, социальным и политическим проектом. Итальянские футуристы направляли технический прогресс в сторону иррациональности, а в СССР техническое развитие, прогресс шли в другом направлении, вместе с социальным развитием. Это связано с тем, что в СССР только предстояло создать индустриальную экономику, а в Италии индустриальная экономика перешла в фазу фашизма (монополизация, социальная мистика и авторитаризм).

Тем не менее, современный итальянский исследователь футуризма Паоло Бернетто находит и общие черты между советским кинематографом и итальянским футуризмом. Об этом он пишет в статье «Speed and Dynamism: Futurism and Soviet Cinematic Avant-garde». Паоло отмечает, что в советском киноавангарде, место старых эстетических форм, заняли концепции итальянских футуристов.

Эстетические формы футуристов - это, в первую очередь, изображение динамизма через неоднородность, нерегулярность, несоответствие, расхождение, шок, неожиданность, фрагментарность и отчуждение.

Эстетика итальянского футуризма была, наиболее ярко, представлена в советском кинематографе 20-х - начала30-х годов. Речь, в первую очередь, идет о Школе Эйзенштейна: мобильность света, быстрота воображения и визуальной реализации, высокая концентрация момента. Не смотря на идеологические различия, в движениях итальянских футуристов и советских авангардистов, символически (по смыслу) они были близки. Их объединяла эстетика шока, идея искусства, оказывающего давление на зрителя («удар кинокувалдой»), символом которого стал сжатый кулак, который присутствует у Сергея Эйзенштейна и в работах художника и коммуниста Фортунатто Деперо (1892-1960, на фото ниже: «Колеса войны» и «Ликерная ведьма»).



Бернетто пишет, что понятие «аттракцион», озвученное Эйзенштейном в 1920-х годах, как «агрессивный момент» который повергает зрителя в эмоциональный шок, имеет много общего с «синтетическим театром» из манифеста Маринетти. «Синтетический театр» - это форма спектакля, который шокирует зрителя.
Ранние фильмы Эйзенштейна можно назвать «синтезом», который является инструментом для воздействия на психику зрителя. Другого советского киноавангардиста, Дзигу Вертова, Бернетто сравнивает с Луиджи Руссоло в том, что оба они собирали картины и звуки окружающей действительности, что отражало жизнь, но не традицию в искусстве.

Социокультурный феномен итальянских футуристов, проникший в современность, сейчас сравнивают (Wanda Strauven) с сенсорным экраном, который присутствует в нашей повседневной жизни: революционность, искусство, как прикосновение к окружающему миру, интерактивность зрителя с артефактом и, в то же время, отстраненность, нечеткие картины насилия, и т.п.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments