despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

"Титан" 2021. Романтизм и Просвещение.



Кадр из фильма "Титан" 2021, победившего на Каннском кинофестивале.
Такое положение рук у девочки, кстати, символически означает победу.


Повторим, что современные фантастические фильмы заняли место итальянского Футуризма — они отражают страх крупной (глобальной) буржуазии, перед угрозой со стороны, недовольных разделением плюшек, пессимистически настроенных классов мелкой буржуазии и рабочих.
Рулит, конечно, не буржуазия, а финкап, который может в любое время, без предупреждения, пустить буржуазию, даже глобальную, на компост.

Пока мы с нетерпением ждем (для анализа новинок мифотворчества) пиратской копии, победителя Каннского кинофестиваля, фильма «Титан» 2021, поговорим о кинофантастике, вообще.
Однозначно, фильм «Титан» заимствовал многое из европейских авангардных течений 30-х годов, включая итальянский футуризм, в части, касающейся слияния человека и машины, разрушения старого, отказа от общепринятых ранее философских идей и тп.

Отсылки к футуризму в фильме "Титан" должны натолкнуть нас на мысли о схожести страхов элит и брожения умов сейчас, и в до/межвоенный период.

Научную фантастику можно определить, как «тип литературы и кино, действие которого происходит в выдуманные времена (особенно в будущие времена). Эти искусства, основываясь на науке и технике, рисуют общества, условия и организмы, полностью отличные от тех, которые существуют в наше время» (Larousse, 1986).
Исходя из этого определения, будет правильным искать источники научной фантастики в терминах утопии (и антиутории), если учесть, что фантастическая литература и кино предвидят будущее.
В своем одноименном произведении («Утопия»), Томас Мор придумал слово «утопия». С тех пор, это слово использовалось в значении "Несуществующего хорошего места". Слово, придуманное Мором, происходит от слов «eu» (хорошее), «ou» (несуществующее), «topos» (место) на латыни: «Несуществующее хорошее место» (Thema Larousse, 1994). Произведение Платона «Республика» было признано первым примером утопии. Антоним Утопии - это Дистопия (антиутопия). Дистопия означает «Несуществующее плохое (враждебное) место»

Другим видом фантастики являются произведения искусства про путешествия в новые земли. Роман «Путешествие Гулливера», Д. Свифта, сформировал литературу о путешествиях. Литература о путешествиях стала продуктом зрелости периода Просвещения. Причиной тому стало то, что «в случае путешествия легче решить проблему, которая возникает, между индивидуальным опытом и существующими знаниями, а также, между отдельными практическими знаниями, социальной теорией и принципами». Решение этой проблемы означает то, что люди должны доминировать над природой и то, как они посвящают себя пониманию и укрощению природы (Ролофф, 1995).

В этой связи, необходимо отметить, что литература о путешествиях в другие страны и взаимодействие с другими народами, является отражением колониализма, поскольку эпоха Просвещения невозможна без колониализма.


Почти одновременно с Просвещением, сформировалась его контртенденция - Романтизм.
Идеи Просвещения мы связываем с индустриальной революцией и покорением природы, а идеи Романтизма - с отказом от туалетной бумаги индустрии и возвратом к природе.

Романтизм представлен в искусстве, как утопией, так и антиутопией. Классическое понимание утопии Просвещения переходит к антиутопии Романтизма, как предупреждение о том, что утопия, включает в себя неполные знания о будущем. Социальные образы Романтизма, ориентированные на будущее, выходят из завершенной проектной идентичности Просвещения.
Мери Шелли (1797-1851) известна книгой «Франкенштейн» (1818 г.). Это один из первых примеров антиутопии. В этом романе доктор Франкенштейн символизирует представителя эпохи Просвещения, а мертвые, которых он воскресил, символизируют гнев природы (или гнев сверхъестественного, неопределенного разумом) (Thema Larousse , 1994; Ролофф, 1995).

В научно-фантастическом кино приобрели популярность Романтические (иррациональные) произведения (антиутопии), в виде рассказов о страхе и ужасе. Антиутопии, вне сомнения, имеют целью интеграционную пропаганду.

Как  нарративы эпохи Просвешения о путешествиях (туда), теперь рассказы о космических пришельцах (оттуда), в фантастическом кино, отражают Романтическую точку зрения.

В научной фантастике, часто можно встретить рассказы о военной оккупации, о порабощении землян инопланетянами, диктатуре технократов или теологов, истории апокалипсиса и т.д. Герои Романтизма, часто, наделены магией и сверхспособностями. Другими словами, научная фантастика напоминает старые сказки, средневековое (античное) общество и это выглядит, как «снова за рыбу гроши».
Кроме этого, для зрителя, мечтающего об эскапизме (побеге) и уставшего от технологий и науки, современная кинофантастика предлагает сублимированные и вымышленные победы мифологических героев.

Таким образом, популярное научно-фантастическое кино, кроме Романтической антиутопии, показывает воображаемый лучший мир для жизни – Романтическую утопию.


По ряду причин, очень трудно дать определение Романтизму. (Michael Löwy and Robert Sayre (2001)
Во-первых, Романтизм использовался для обозначения широкого спектра культурных дискурсов, охватывающих романы, поэзию, живопись, музыку, философию, историю, теологию, социологию, политическую идеологию, и так далее.
Во-вторых, черты или характеристики, идентифицированные, как Признаки романтизма чрезвычайно разнообразны (включая преувеличение воображения, природы, мифов, символов и эмоций).
В-третьих, Романтизм кажется противоречивым в том смысле, что он проявляется в следующих формах:

«одновременно ... революционный и контрреволюционный, индивидуалистический и коммуникативный, космополитический и националистический, реалистический и фантастический, ретроградный и утопический, мятежный и меланхоличный, демократический и аристократический».

Однако, Леви и Сэйр выделяют общее мировоззрение (Weltanschaung), в основе которого лежат «глубоко антагонистические отношения между Романтизмом, индустриальным миром и (потребительским) обществом»:

«общая ось, объединяющая элементы Романтического движения, в большинстве, если не во всех его проявлениях, в основных центрах Европы, ... является оппозицией современному буржуазному миру ... Романтизм представляет собой критику современности ... во имя ценностей и идеалов прошлого».

Урбанизм негативно показан в начале фильма "Солярис" 1972

Романтический бунт против современности принимает форму дуализма, противопоставляющего предполагаемые основные человеческие ценности их истощению в современном мире индустриального общества: единство против разобщенности, коллективизм против индивидуализма, изоляция против принадлежности, эмоции против рациональности, свобода против контроля, естественное против искусственного, плоть против машины, вера против науки, и так далее.
Романтическое мировоззрение в критике научно-технической современности представлено мыслителями немцами Фердинандом Теннисом (1855-1936) , Максом Вебером (1864-1920) и швейцарцем Теодором Адорно (1903-1069).

Вне сомнения, свежая кинофантастика - это еще и демонстрация актуальных мифов,  сублимов и свежих Эдиповых (недостижимых) целей для электората (и разрушение старых, уже не актуальных мифов, сублимов и целей), которые будут нам навязаны в ближайшие годы.
Subscribe

  • Российский ребус. Ч 3.

    История любит повторяться. Деятели разных эпох часто предпринимают одинаковые действия, так как эти решения являются единственно возможными. В…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Ганзейский банковский союз. Ч1.

    Ганзейский союз существовал в Северной Европе до последней четверти 19в. Он включал в себя города, расположенные вдоль транспортного коридора от…

  • Турция: бомба с часовым механизмом.

    Турции не везет больше, чем другим странам. Не везет, потому что в Турции есть ресурс, который дорого стоит и его невозможно полностью контролировать…

  • Как работает Центральный банк и зачем он нужен.

    Самый главный банк в стране -это Центральный банк, он же Национальный банк. Но так было не всегда. Для произведения взаимозачетов по долгам между…

  • Германия 1942. Золото нацистов.

    Нацистский проект в Германии начал сворачиваться в 1942 г, когда в Рейхсбанке закончились деньги. После завершения очередного германского…

  • Долгая дорога к "Китайскому Чуду"

    Довоенная история Китая, с точки зрения Теории Кредитных Проектов, ничем не отличается от истории других азиатских стран. Но события в Китае…

  • Новым френдам. Альтернативная экономика, сборник.

    Писатели фантасты часто описывают свою современность или близкое будущее, но в придуманных мирах, не похожих на наш. Классики американской…

  • Смерть Сталина.

    Драматические события в истории России могут быть объяснены тем, что Россия страна многокультурная, со многими традициями, многими группами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments