despaminator

Categories:

История философской мысли и ее отражение в кино. 1 часть.

А. Довженко
А. Довженко

Несколько статей поствятим умным мыслям из монографии Станислава Мащенко (род в 1932г) «Філософські обрії Олександра Довженка» 2004.

Размышляя над неснятым фильмом «В глубинах космоса»*, заранее сделаем вывод, что екзистенционализм А.Довженко, имеет квадратичную структуру: творческое самосовершенствование индивида ведет к покорению им вселенной. Или как-то так.

Философия - это не наука, но способ познания, специфическая отрасль мировоззренчески-теоретических знаний, предметом которой является исследование отношений сознания и объективной реальности, с точки зрения человеческой мудрости

Философское знание человекомерно, оно не сводится к констатации реальности в сознании или к получению объективной истины, как это делает наука. Оно  содержит ценностный подход к действительности, обязательно включая отношение к ней человека. Поэтому, философское знание плюралистично, оно допускает существование множества различных взглядов и мнений об одном и том же явлении. 

Еще древнегреческий мыслитель Протагор выразил суть философского подхода к реальности: "Человек - есть мера всех вещей". Время уже понять, что каждая наука исследует факты в соответствии со спецификой ее предмета, а потому и выводы получаются разные. Философское же исследование, может опираться на данные конкретных наук, но оно не сводится к их констатации, а с помощью наиболее обобщенного теоретического мышления, мудрости, как говорили в древности, освещает мировоззренческие основы мироздания. 

Именно без такого, софийного (София - мудрость) мышления, не мог обойтись выдающийся художник А. Довженко, создавая свои фильмы и литературные произведения, и просто сталкиваясь с окружающей жизнью. Как и любой гениальная человек, он, при этом, не довольствовался знаниями существующей философии, а шел впереди нее, создавая новые мировоззренческие конструкции, рассуждая оригинально.

Поворот к индивидуальности человека, у художника, усилился,  в период его травли за киноповесть "Украина в огне ", когда он констатировал: " Меня приговорили к смертной казни через отравление чашей цикуты (растение) национализма»[32, 347]. 

Здесь мы  видим отсылку к гибели Сократа: древнегреческий философ, с именем которого связан переход человечества к почитанию неповторимого в личности, к индивидуальному и диалектическому восприятию мира (самое главное Сократом была придумана свобода выбора), был приговорен к смерти властями Афинского общества, где царил догматизм и подчинение гражданина полису. Сократ выпил яд - цикуту. 

Довженко, в это время, констатирует, что приговор ему за "Украину в огне" следует считать справедливым, потому что он, хоть и вредит конкретному человеку, но удовлетворяет общество: "В самом деле - удовлетворение целого занимает собой и удовлетворение всех его частей. А раз я часть, хоть и мизерная, целого, сей приговор, удовлетворяя целое, должен удовлетворить и меня »[32, 347]. 

Вспомним, что Платон, основой всех вещей и явлений, считал идеи. Например, красота, как независимая сущность, субстанция, существует, как идея, воплощаясь в конкретные вещи - в вазу, лошадь или девушку. Внутри материальной вещи, красота, как идея, несколько, теряет идеальность своих качеств, но, все же, эти вещи, продолжают существовать.

 А вот мнение Довженко: "Не все греки были такими красивыми ... Не все были Афродиты, Геркулесы, Аполлоны, но у них был идеал красоты, и они видели его в разных проявлениях, запечатлевали его, учились у него жить в мире лучше "[20, 15]. 

Поэтому, не случайно, творчество Довженко было нацелено на воспроизводство явлений и образов в самой их сути, в идее, в идеале, а не в их созерцании. 

Довженко не раз обращался к диалектическим принципам мышления, которые пропагандировали древние греки. 

От диалектики, он отличает софистику, которая стремилась запутать человека, "подводить под все выгодную диалектическую причинную базу", в которой "следствия принимаются за причины" [32, 307].

 Диалектику надо не только изучить, но и уметь правильно пользоваться ее принципами. «Но совсем беда, если на место диалектики ставят догматизм. Наши актеры не думают, не мыслят. Они убеждены. А убеждение им втлумачены механически, как догму. Поэтому они - чтецы слов, а личного, неповторимого мышления нету».

 И тут же художник подчеркивает, что без мысли,  нет и человека, цитируя Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую» [32, 514].

Можно утверждать, что Довженко, в понимании человека, стоял на пути развития идеи кордоцентризма (cordos - сердце). Кордоцентризм  издавна присущ украинской философской мысли. Концептуально, кордоцентризм, впервые, был внедрен  Г.Сковородой (18 век) и нашел оригинальное продолжение в творчестве Н. Гоголя, П. Кулиша, П. Юркевича и других. 

Как и Сковорода, А. Довженко различает внешнюю и внутреннюю части человека. Так, описывая внешность отца, имея его телесный портрет, писатель в то же время подчеркивает, что это был человек, "с какой-то внутренней высокой культурой мыслей и чувств» [10, 52]. Именно глубинные мысли и чувства индивида, как и классик украинской философии (Сковорода), Довженко величает сердцем. Сердце, как мышца имеет другое понятие: оно болит, когда случаются приступы стенокардии. Но есть и другое понимание сердца, оно знаменует духовное средоточие внутреннего человека.

 Сковорода отождествлял сердце с Богом в человеке, в частности,  с любовью, которая и есть Бог.

Для Сковороды, самопознать сердце нужно для того, чтобы проявить свою "сродность" (родство) с определенным видом труда. Природа (Бог) никого не обошла, наделив определенными способностями, наклонностями, талантом, хотя и не в одинаковой степени (концепция "неравного равенства»). Когда человек занимается тем, для чего рожден, он получает удовольствие от работы, как процесса деятельности, а не только от конечного ее результата. "Несродный" труд, Сковорода рассматривает, как источник несчастной жизни индивида, всех человеческих бед, всего зла на земле. 

 Кинохудожник, свой фильм "Мичурин", задумал как произведение "о человеке, о жизни, о труде и благородстве великой цели» [32, 358]. Как видим, человек - это его жизнь, она, обязательно включает труд, который является целенаправленной деятельностью. 

Жизнь человека, А. Довженко понимает, как диалектический процесс борьбы противоположностей: "Что такое жизнь, как не непрерывный процесс борьбы стремлений, идей, мыслей индивидов и масс человеческих»[13,175]. 

П. Юркевич (1826-1874), который в рамках украинской академической философии разработал целостную "философию сердца", подчеркивал, что это понятие характеризует индивидуальное бытие человека, его неповторимость. Стремясь примирить науку и религию, Юркевич  считал органом их соедниения "сердце", как гуманистическое основание ума. П. Юркевич писал, что человек познает головой и сердцем, и это важно органично совместить в личности. Как и П. Юркевич, Довженко считал седалище моральных качеств не разум, а сердце, как духовную глубину психики человека, как нечто подсознательное. Когда голова и сердце не находятся в гармонии, то человек причиняет боль другим. 

Появление в ХІХ веке национальных идеологий, способствовало популяризации тезиса Гегеля об избранных народах, которые являются двигателями исторического процесса, и народах, обреченых на исчезновение и историческое забвение. 

Вслед за Гегелем, национальные идеологи в западноевропейских странах обосновывают принадлежность собственной нации к "избранным" (И. Фихте, Ф. Ницше, Ж. Лагард, Ж. Гобино). 

Распространение на территории Российской империи философских идей Гегеля, тоже приходится на середину XIX в. Это касается взглядов Гегеля на философию истории.  В частности, известный немецкий философ указывал, что история является закономерным процессом, в котором отдельные эпохи сменяют друг друга. 

Двигатели истории есть дух, разум и абстрактная идея

История человечества - есть прогресс, в осознании свободы и ее реализации в политико-правовых формах и институтах.

 В то же время, в России получает распространение марксистская теория философии истории, которая не противоречит гегелевской, в ​​части закономерности и этапности исторического процесса. 

НО двигателем исторического процесса в марксизме есть социальный антагонизм (классовая борьба). 

На первое место в марксизме выводятся чисто материальные факторы исторического прогресса. 

* Среди нереализованных замыслов А.Довженко есть научно-фантастическая  лента «В глубинах космоса» (1954): трое молодых инженеров отправляются на Марс, ошибка в расчетах приводит к долгосрочной потере связи корабля с Землей, но вера в победу поможет преодолеть все трудности. Правда, "один из трех пассажиров межпланетного корабля не верит в существование жизни на других планетах ... Он, этот неверующий, и погиб. Победили те, кто верил...». 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.