despaminator

Category:

Экзистенциональное+Эссенциальное: оболочка человека и ее наполнение. Часть 2.

К. Малевич Крестьяне
К. Малевич Крестьяне

Определяя неповторимость человеческой личности с точки зрения экзистенционализма, Довженко видит, как условия жизни в современном мире направлены на нивелирование человеческой индивидуальности. 

Человек становится приложением к машине, выполняет ежедневно одинаковые производственные операции, даже движения. Творческая работа все больше исчезает. Общественная среда, социальные отношения воплощаются в личность человека через формы ее деятельности, изменяются, благодаря влиянию других людей, массовой информации. В результате постепенно теряется индивидуальность, все становятся похожими на жидкость, которую вливают в одинаковые сосуды. Так, Тарас Кравчина "принял форму того сосуда, в который его влили" [32, 430]. Речь идет о крестьянине, который стал колхозником [32, 206]. 

Современный экзистенциализм наполнен попытками показать процесс стирания человеческой индивидуальности. 

М. Хайдеггер объясняет, что человек в ХХ веке становится конформистом, потому что она не может устоять перед натиском цивилизационных влияний, которые взваливают на индивида ежедневно гору однообразной информации, направляя, через рекламу и "массовую культуру", деятельность каждого человека в отдельности и всех в целом в ​​какое-то одно русло. Бытие нового времени, проникая в сознание индивида, через тысячи щелей, не смотря на сопротивление сопротивление его воли , оседает в его бессознательном и формирует, по заключению Г. Маркузе, "одномерного человека". Он стремится не изменять общество, в соответствии со своими индивидуальными потребностями, а приспосабливаться к нему, чтобы их удовлетворить. 

Но и потребности человека становятся все более похожими, идентичными. Рожденные разными, люди становятся одинаковыми, в процессе конформистского общественного действия. Хайдеггер сравнивает этот процесс с образованием морской гальки: скала падает в море, разбиваясь на мириады разнообразных по форме камней, которые, после долгого омовения водой, выбрасываются на берег все кругленькими. Почему же индивид не протестует против конформизма? М.Хайдеггер делает вывод, что если быть не таким, как другие, в мышлении и поступках, то и ответственность неизмеримо возрастает . Чем больше свободы, тем больше и ответственности. Этого боится современный человек и убегает в лоно конформизма. Такое явление Э. Фромм назвал "бегством от свободы". А.Довженко тоже не обходят мысли о конформистских настроениях в советском обществе, в частности среди художников. Он омечает серость, убогость произведений писателей, кинематографистов "все знают, что творят абсурд и не могут не творить. Нет у них своей воли, мысли, вкуса, достоинства, не должно быть "[32, 432]. А.Довженко частично воспринимает определение свободы, как осознанной необходимости, идущее от Декарта до Гегеля и марксизма, хотя и несколько видоизменяясь на каждом этапе [32, 287]. Эта осознанная необходимость у него выступает, как осознание характера и запросов своей эпохи, интересов своего общества в определенный период, находит выражение в прогрессивных идеях. 

"Уметь создавать - не значит только хорошо рисовать хорошо лепить. Я думаю, что уметь творить - это значит, также, быть мыслителем своей эпохи, своего времени, быть на уровне передовых идей своего времени, быть выразителем интересов своего общества»[20, 14].

И все же, считаясь с необходимостью, художник должен свободно делать свой осмысленный выбор: это и есть свобода в Довженко понимании. Такой свободы личности в .... обществе, как чувствует на себе Довженко, нет. Кроме руководства, на художника давит мощнре, искусственно сформированоеобщественное мнение, которое является выражением господствующей идеологии. 

Немецкий исследователь Браннер назвал потребность в определении смысла жизни "голодом сытых", то есть материально обеспеченных людей, которые не обременены насущными проблемами, а следовательно, от безделья развлекаются мечтами о своем будущее. Довженко мыслил иначе, потому что сталкивался с жизненными фактами, свидетельствующие, что подобный "голод" касается каждого человеческого индивида. 

Испанский философ экзистенциалист ХХ века Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955 впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизациы общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов) считает, что "жить - это постоянно решать, чем мы будем" [45, 174].

Иными словами, если экзистенция человека является совокупностью ее глубинных переживаний, то определяющим парадоксом нашей жизни является то, что мы не так переживаем наше настоящее, как будущее. 

Отсюда следует, что человек постоянно ставит цель и стремится воплотить ее в жизнь в своей деятельности. Но любая деятельность человека носит общественный характер, поскольку индивид - не Робинзон, а вплетен в сложную систему социальных отношений. 

Отсюда был сделан вывод, что гарантией правильного осмысления индивидуального бытия человека, становятся интересы общества и будущих поколений. 

Только при условии передачи индивидом результатов своей материальной и духовной деятельности, он имеет возможность выйти за рамки своего физического существования. Этот способ осмысления бытия индивида способствовал повышению социальной активности человека. Он был присущ не только марксизму, но и, определенным образом, экзистенциалистам Ж.-П.Сартру, А. Камю и др. 

Поэтому не удивительно, что и Довженко отдает дань мнению, согласно которому индивид является бессмертным настолько, насколько он послужил человечеству, народу, грядущим поколениям. Такая противоречивость созерцания жизни привели писателя-мыслителя к захвату экзистенциальным подходом осмысленя природы человека. В частности, он обращается к украиноментальному способу философии - кордоцентризму, который нацеливал на поиски в человеке индивидуального, неповторимого, на самопознание каждым своего естества. 

Иногда Довженко мыслит в русле отношения к человеку западноевропейской экзистенциальной философией, становясь на защиту личности, протестуя против ее нивелирования и нарушения. Рассмотрение лица как индивидуальности, помогает художнику в его писательском и кинематографическом творчестве - образы его героев все более предстают, как неповторимые, единичные характеры, как носители способностей и таланта, своих специфических чувств и переживаний. 

Тем не менее, Довженко понимает ограниченность экзистенциального трактовка человека. Так, экзистенциальное знание сделало доступными для осмысления разные стороны человеческой субъективности, но оно должно быть дополнено эссенциалистской концепцией (в онтологии считается, что некоторые свойства объектов для них являются существенными, "сущность" вещи понимается, как совокупность ее существенных свойств), в соответствии с которой, личность формируется общественной средой, в процессе выполнения ею социальных ролей. Речь идет о наполнении оболочки индивида смыслом. 

Писатель подчеркивает существование врожденных свойств индивида, но они развиваются или "затухают", даже погибают в зависимости от определенных видов деятельности, отношений, присущих конкретному человеку, от внешнего воздействия на него, от его образования и воспитания. Но в категориях современной философии - «экзистенциальное» + «эссенциальные» - можно прочитать мысли А.Довженко о наличии в личности неповторимого врожденного начала, которое является основой внутренней жизни человека и внешнего воздействия на ее формирование. 

В наше время, все еще, к сожалению, встречаются мыслители, которые разводят "по разным квартирам" эссенциалистскую и экзистенциалистскую точки зрения, видя в них только противоположности. Довженко их  стремился   соединить в процессе своего художественного творчества, в размышлениях о перестройке системы обучения и воспитания молодежи. Понимание человеческой сущности было нужно А.Довженко и для решения проблемы смысла жизни. Как мы видим, вожделенного однозначного ответа на этот философский вопрос, он так и не достиг, что закономерно. 

Экзистенциальная философия подходит к феномену судьбы, как к определенности человеческого бытия свободной индивидуальной деятельностью. Каждый человек имеет уникальный спектр переживаний, чувств, творческих возможностей, связанных с ходом событий в жизнедеятельности отдельного человека, которые содержат общее с человеческим родом, закономерное, но и массу случайностей, связанных только с данным конкретным индивидом. И в каждом конкретном случае, сознательно или подсознательно, индивид выбирает, как ему действовать при столкновениях со всей суммой обстоятельств. Так и складывается то, что мы привыкли называть судьбой, в которой отражаются особенности общения субъекта с бытием. 

Большинство людей пытаются приспособиться к бытию, не противясь внешним обстоятельствам, катясь, как перекати-поле. 

Другие же способны бросить вызов судьбе, побороться за реализацию своих внутренних потенций, за крепкое стояние на собственной почве личностных сил. Такой тип человека в философии получил название "маргинальный"

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.