despaminator

Categories:

Европейская философия национальной идеи. Часть 3.

Кадр из фильма "Поэма про море"
Кадр из фильма "Поэма про море"

Романтизм, как философский фундамент разработки национальной идеи, 

был присущ в Германии - Ф.Шеллингу (1775-1854), в Польше - А. Мицкевичу (1798-1855), в Чехии - Я.Коллару (1793-1852) и Т. Масарику (1850-1937) и другим. В Украине, на принципы романтизма опирались деятели Кирилло-Мефодиевского Братства, в частности, его идейные лидеры: Н.Костомаров(1817-1885), П Кулиш (1819-1897), Т. Шевченко. Идеологический программный документ Братства — книга "Закон Божий. Книги бытия украинского народа "1918 * - созданный Н. Костомаровым, является вариантом романтично-религиозного видения истории человечества, славянства и Украины. 

Ж.-П.Сартр (1905-1980) убеждал, что истинный смысл исторических событий, для народа, определяется не прошлым (предыдущим положением вещей, как в природе), а будущим. 

Сартр считал, что результаты исторической деятельности зависят не столько от первоначального проекта (состояния народа, замыслов, общественных идеалов, стремлений), но от дальнейших обстоятельств, к которым приводит реализация возможностей. 

М. Хайдеггер считал, что экзистенция народа (как и отдельного индивида), сталкиваясь с внешним миром, реализуется в истории из-за влияния множества факторов, причин, поводов, случайностей и т. п. 

Поэтому, результат исторического пути народа, его смысл, толкуется М.Хайдеггером (1889-1976), как "судьба"(немецкое слово судьба - schical - имеет общий корень с geschichte - история).

С осмыслением природы войны связана тема перерастания культуры в цивилизацию. Эту идею сформулировал в работе "Закат Европы" (1918)  немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936). О. Шпенглер написал свое произведение, под непосредственным впечатлением катастрофы Первой мировой войны. 

О.Шпенглер видит упадок Европы в том, что «культура» «сменяется» цивилизацией. 

Культура - это глубокая духовность человека, которая проявляется в ее индивидуальности, в нравственных качествах, в творчестве, способности эстетически воспринимать действительно прекрасное, которое присуще природе и высокому искусству и т. п. 

Цивилизация, которая нарушает культуру, идет ей на смену, характерная перенасыщением общества техникой, гиперурбанизацией, хищническим покорением природы, стиранием человеческой индивидуальности, падением культурных ценностей, морали, искусства. Цивилизация - это постоянные войны, которые могут всегда перерасти в мировую войну. О. Шпенглер прославился особенно тем, что предсказал взрыв Второй мировой войны в недалеком времени после Первой мировой. 

А. Довженко, который пережил Первую и Вторую мировые войны, продолжает суждения О.Шпенглера: "Словом, двадцатый век отомстил. Погулял по следам и девятнадцатого, и семнадцатого, и одиннадцатого. Оставил битый кирпич, каменные коробочки, на которые противно смотреть, и исколотую землю. Отсутствие вкуса, оторванность от природы, и моральный упадок, и душевную слепоту - поразительные и несравнимые ни с чем. Мне кажется, что в следующих временах нашу героическую эпоху будут считать эпохой упадка, во многих смыслах» [32, 328]. 

Одной из причин упадка, по мнению художника, является быстрое наступление научно-технической революции на человека. Имея положительные последствия, она, одновременно, способствует деиндивидуализации личности, потому что человек превращается в придаток к машине. Такой процесс он предвидел еще в период индустриализации и коллективизации в стране и ставил вопрос ребром: "...Не человек для машины, а машина для человека, я в своем фильме ( "Земля") перенес центр внимания на человека »[22, 187]. 

Наступление цивилизации и упадок культуры Довженко видит во всем Западном мире: "Американский нью-йоркский композитор живет в мире воя, стука, скрежета, какофонии, сумасшедшего ритма автомашин, лифтов и т.д. Это создает его мироощущение. Жалкое явление, но факт. Он - антипод гармонии и мелодии из-за того, что гармония и мелодия в нашем понимании, и в понимании великих классиков, отсутствуют в его сердце. Он - продукт другой среды, другой силы вещей "[32, 548 - 549]. 

Довженко, видимо, не случайно воспроизводит разговор двух археологов, который планировал воплотить в одном из фильмов. 

Молодой говорит: "Смотри назад - это суть нашей нации".

Старый, предлагает другое мнение: "Смотри вперед, иначе останешься позади, - и через прошлое, утверди будущее в современном" [32, 505]. 

Довженко проводит красной нитью, через ряд своих произведений, мнение о том, что народный дух станет возвышенным, превратится в движителя прогрессивных преобразований в обществе, при том условии, что каждый человек почувствует историю родного края своей, а себя неотъемлемой частичкой ее. 

Довженко считал, что Всевышнего не следует искать во внешнем мире, потому что его там нет. Человек должен открыть Бога в себе, в своем сердце, как глубинный духовный потенциал, как меру гуманности в личности, как степень внутренней активности, способную преодолеть всевозможные трудности и трагедии жизни. Вот эта сердечная духовность сочетает конкретного человека с Абсолютом, вершин которого она достичь не может, но стремится к этому.


* «Книга бытия украинского народа» («Закон Божий») - философско-религиозный трактат неустановленного авторства (большинство исследователей связывает его с Н.Костомаровым), посвященный осмыслению украинской нации, как важной части христианской истории. Трактат отражал мировоззрение участников тайной организации Кирилло-Мефодиевского Братства, написанный в форме библейского повествования. 

Книга состоит из 106 параграфов, в которых всемирная и украинская история изложены в разрезе истории христианства. Социальное неравенство в произведении объясняется лицемерием господствующего класса, принявшего христианство, но продолжавшего притеснять народ. Подчеркивается связь между прошлым и будущим Украины. Свободолюбие украинского народа определяется, как его неотъемлемая черта. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.