despaminator

Categories:

Кинозал. "Веном 2", 2021 и теория социальной ответственности.

 Веном- это симбиот журналиста Эдди Брока. При чем тут журналист?


Фильм объединяет платоновский миф о кольце, где речь идет  про контроль общества над властью и экзистенционализм  Сартра-Камю, про важность для человека свободы выбора и необходимости брать на себя личную ответственность за этот выбор. Идеи Сратра-Камю в США и Англии трансформировались в Теорию социальной ответственности, которая, в первую очередь, касается журналистов. 

Аллегория симбиоза, борьбы противоположных интересов власти и общества в персонаже Веном прекрасна. 

                                             Экзистенциализм

Хотя включение в это понятие различных идей усложняет экзистенциализм, чтобы точно определить его, центральный акцент делается на конкретном индивидуальном существовании и распространяется на идеи морального индивидуализма, субъективности, личного выбора и обязательств. (Dreyfus 2004a).

Родоначальником экзистенционализма считается датский философом девятнадцатого века Сорен Киркегор, но именно француз Жан-Поль Сартр в ХХ веке подчеркнул важность для человека свободы выбора и необходимостью брать на себя личную ответственность за этот выбор. 


«Человек – ничто кроме того, что он делает из себя», и «полная ответственность за его существование лежит на нем самом»

 писал Сартр (2001: 36). 

Экзистенциалисты утверждают, что, раз нет заранее определенной или предопределенной человеческой природы, людей характеризуют и, наконец, оценивают, исключительно, судя по их собственному свободному выбору и действиям. Однако, хотя экзистенциализм подчеркивает индивидуальную автономию, он отличается от эгоизма ответственностью, налагаемой на то, насколько личный выбор может влиять на других.

Сартр говорил, что журналист должен выбрать свободу, для раскрытия слабых мест социальных моделей,  чтобы активно помогать переменам. 

А его коллега, Альбер Камю, считал, что журналисты могут изменить общество лишь косвенно, через изменения в самих себе (Бри 1972; Меррилл 1996). Но хотя Сартр был когда-то политическим редактором, а Камю - репортером журналов и газет, они не сосредотачивались исключительно на журналистике. 

В области журналистики, ведущим приверженцем экзистенциалистического подхода был ученый из США Джон К. Мэррилл. В книгах «Императив свободы» (1974) и «Экзистенциальная журналистика» (1996), а также в других произведениях, Меррилл утверждал, что журналистская автономия является важнейшей концепцией, неотъемлемой частью стремления искать истину. 

Джон К. Мэррилл подчеркивал, что экзистенциализм включает идею ответственности, но такая ответственность более личная, чем социальная: журналист несет ответственность за выбор или действие, но не за других, которые делают этот выбор или осуществляют это действие.

 В своих последних трудах, Мэррил  подчеркивал необходимость Аристотелевского нравственного подхода, сочетающего уважение, как к личности, так и к обществу. (Merrill 1997).

                                     Теория социальной ответственности

Хотя экзистенциализм развивался, прежде всего, на европейском континенте, Теория социальной ответственности является англо-американской концепцией (Зиберт и др., 1956), и в отличие от экзистенциализма, она всегда подразумевала конкретно журналистику. В США это впервые было четко сформулировано в послевоенные 1940-е годы. Это сделала комиссия по свободе прессы, известная в народе как Комиссия Хатчинса, сделав доклад под названием «Свободная и ответственная пресса». 

Комиссия Хатчинса предложила пять стандартов журналистики, возлагая на нее ответственность быть, среди прочего, правдивой, всесторонней и справедливой (Комиссия за свободу печати 1947). 

Более того, Комиссия призвала журналистов выходить за пределы толкования независимости, как требующей строгой объективности, и вместо этого стремиться добавить "правду о факте", принимая на себя ответственность за помощь читателям оценить надежность конфликтующих источников и получить представление о  сложных вопросах (Зиберт и др. 1956: 88). 

Комиссия избрала термин «ответственный» а не "подотчетный", очевидно, считая разумным ожидать (от журналистов) ответственного поведения, но не требуя этого. Члены Комиссии четко подчеркнули важность «нравственного права» общественности на обслуживание общества его прессой (Hocking 1947: 168):

Поскольку на кону политический долг гражданина, право на должное обслуживание Новостями, также становится общественной ответственностью. Фраза "свобода печати" теперь должна включать два набора прав (для журналистов и для читателей), а не только одно право. 

С правами свободы слова, для редакторов и издателей, должны быть права общественности на услуги (со стороны прессы) получать существенные и честные суждения об общественных делах. Из этих двух, последнее сегодня имеет преимущество по важности. (Хокинг 1947: 169).

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.