despaminator

Category:

Кинозал. "Аквамен" 2018: миф Платона об Атлантиде

Принято считать, что Платон в своих диалогах использует Атлантиду, как литературный прием, для обсуждения различных вопросов и дискуссий, касающихся классической греческой политической мысли. Кроме этого, миф об Атлантах может рассматриваться, как сопреничество человека с космическими силами и противостояние вселенскому порядку. 

Город Атлантов выступает у Платона идеалом, к которому нужно стремиться. Он представляет два диалога об Атлантиде, подробно описывая ее историю и связь с другими «поддающимися историко-археологической проверке» древними городами-государствами. 

Иссдедователи видят в платоновской Атлантиде идеализированное урбанистическое простарнство, демократию, созданную богами, нетипичную утопию *, и, конечно, гетеротопию**. 

Рассказ Платона показывает, что топография острова и архитектура города перекликаются с Паноптикумом Джереми Бентама, это отсылает нас к ...дисциплинарному государству

Первое свидетельство мы находим в Тимее (Timaeus). В этом диалоге, греческий законодатель по имени Солон, рассказывает историю Атлантиды. Он описывает царей Атлантов, которые сражались и проиграли великую военную кампанию против афинян, около девяти тысяч лет назад. В то время, древние короли Атлантиды начали, преимущественно, военно-морское наступление с целью завоевания Атлантического океана. Они это делали с помощью махинаций, основывая колонии в Европе и за ее пределами. 

В ответ на угрозу, афиняне заключили союз с другими греческими городами-государствами. Отразив наступление атлантов, афиняне освободили Египет, а также все другие страны или города-государства, бывшие под властью Атлантиды. 

Вскоре после поражения, Атлантида пострадала от геологических катаклизмов, таких как землетрясения и наводнения, что, среди прочего, привело к полному разрушению острова-континента. 

Второе описание содержится в Критиасе (Critias) и содержит более подробное описание истории Атлантиды. Согласно Платону, когда олимпийские боги разделили владения земли между собой, Посейдон получил Атлантиду как часть своего земельного надела. Он женился на смертной по имени Клейто и стал отцом королевской династии Атлантиды. Королевский дом Атлантиды принадлежал десяти сыновьям-полубогам Посейдона и Клейто.

Атлас, первенец Посейдона, был коронован, как король, а его младшие братья стали принцами. У Атласа было множество сыновей, чей порядок наследования был основан на первородстве. Платон описывает Атлантиду, как мирную, прогрессивную и плодородную страну. Стобы дополнить немалое естественное изобилие Атлантиды, широкое распространение получила торговля. 

Что касается государственного управления Атлантиды, Посейдон издал ряд строгих законов, начертанных на столбе из драгоценного металла орихалк. Правителям острова было предписано следовать этим законам. Законы включали в себя кодексы правил управления, протоколы и ритуалы, способы улаживания вражды, мести или ссор среди законодателей, а также процедуры заседаний совета. 

Рассказ Платона утверждает, что процветание всех атлантов, высоких и низких классов, зависело от их коллективного следования законам Посейдона. 

Однако, когда о законах Пасейдона начали забывать, главным образом из-за разбавления, так называемой, «божественной природы атлантов» широким распространением смертных, Остров и его жителей постигла небесная кара. 

Кара была результатом того, что Зевс и двенадцать главных олимпийских богов и богинь созвали совет, и вынесли приговор своенравным атлантам. После описания этого Олимпийского совета, рассказ Платона о последующей судьбе Атлантиды, внезапно, обрывается.

* Неомарксист Ф. Джеймсон заявляет, что одним из объективных предварительных условий утопии является то, что утопия должна исходить из того, что «... видимые страдания и несправедливость должны формироваться и организовываться вокруг одного конкретного зла», и далее, что «... Утопическое лекарство [от таких недугов] должно быть, сначала, в корне негативным и выступать, как громкий призыв удалить и искоренить этот специфический корень всего зла, из которого проистекают все остальные» (Jameson 12). 

По этой причине, Джеймсон предупреждает, что подход к утопиям с позитивными ожиданиями, является ошибкой. Атлантида и другие идиллические, особенно, пасторальные утопии, с его точки зрения, являются неправильными утопиями

** В работе «О других пространствах: утопии и гетеротопия» (1984) М. Фуко обсуждает концепцию гетеротопии, предлагая и анализируя ее различные стили и принципы. Хотя автор не дает четкого определения гетеротопии, он обсуждает принцип, охватывающий все шесть форм или типов гетеротопии. 

Гетеротопии - это пространства, в которых типизированные онто-экзистенциальные, социально-политические и культурные практики, а также все потоки биоэнергетики данной культуры, в лучшем случае, разрушаются, или, как минимум, пересмотрены. 

Термин гетеротопия описывает человеческие географические феномены пространств и мест, которые функционируют по негегемонистским правилам или условиям. Следовательно, гетеротопические пространства - это пространства инаковости, лиминальности, слияния, замешательства, игры и динамизма. Более того, они могут гибридизировать различные модальности и состояния материи, они могут быть одновременно физическими и эфемерными, как пространство телефонного звонка или отражение в зеркале.

Другие фильмы на эту же тему: «Кокон» 1985 

«Инопланетянка из Л.А.» 1988

«Атлантида. Затерянная империя» 2001 

«Властелин колец: возвращение короля» 2003  и многие другие

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.