despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Сирийский клубок. Часть 1.





Французское присутствие на Ближнем Востоке началось в конце 19 в. Кроме кредитования Стамбульского правительства, французские капиталисты инвестировали в Османскую империю вдвое больше, чем немцы, а британцы были на третьем месте. В торговле, наоборот, британцы были первыми, а немцы вторыми. Особенно вырос товарооборот Турции и Германии: в 1900-1911 годах импорт германских товаров в Османскую империю увеличился втрое, а турецких в германию вдвое.
Французы владели следующими концессиями в османской Империи: постройка портов Бейрут, Хайфа, Джаффа, Зонгулдак, Триполи-Сирийский, Инеболу и Бандирма, добыча угля, меди, серебра, марганца, постройка железных дорог на территории Сирии и Ливана, а также ипотечное кредитование и др.
Накануне ПМВ французы контролировали 62,9 % османского публичного долга. Имперский Оттоманский банк принадлежал полностью британским и французским банкирам. Они контролировали транспортные и товарные монополии Османской Империи. Все кредитные и финансовые решения Имперского банка принимались генеральными директорами в Париже и Лондоне. Влияние французских банкиров на финансовые учреждения в провинциях империи было не меньше.
В 1902 г французы начали строительство пяти железных дорог по концессиям в Ливане и Сирии: Муданья –Бурса, Мерсин-Адана, Бейрут-Дамаск-Музейриб, Джаффа-Йерусалим, Измир-Касаба с общей суммой инвестиций 202 млн франков.
Однако, ни одна из этих дорог и все они вместе не идут в сравнение с влиянием, которое достигли германские банкиры, предложив финансировать проект постройки железной дороги из Стамбула через Анатолию до Багдада, получив концессию на нее в 1888г и достроив дорогу до Анкары (старая Багдадская дорога) в 1893г. До Алеппо дорога была построена аж в 1912г.



Альтернативный французский проект построить дорогу вдоль Средиземного моря и потом на восток до Персидского залива был отвергнут Стамбулом по тем причинам, что французская дорога проходила через населенные арабами земли, а значит, усилила бы сепаратизм имперских провинций, также маршрут дороги был уязвим для контроля недружественными флотами со стороны моря.
Конкуренция французских и германских финансистов за вхождение в проект багдадской дороги замедлили реализацию проекта, переговоры шли очень интенсивно и завершились в 1899 г продлением проекта дороги до Персидского залива и разделом участия в проекте пополам с оставлением 20 % турецким инвесторам.
Кроме этого, Германия достигла еще одной победы над французскими банкирами: после нелегкого переговорного процесса, в 1910г, консорциум германских и австрийских банков выдал большей заем Стамбулу, тем самым, разбив монополию французских банкиров на кредитование Османской Империи. Это была большая политическая победа Тройственного Альянса и престиж Германии в Турции сильно вырос. Интрига тут была в том, что кредитоспособность Турции была уже исчерпана, имелся большой бюджетный дефицит и турки не хотели отдавать под контроль финансистов наполнение бюджета, как того требовали французы.
Противостояние между французскими и германскими финансистами и железнодорожниками за согласование кто будет монопольно контролировать транзит из Месопотамии в Средиземноморье по возможным маршрутам через Сирию и Турцию продолжались вплоть до апреля 1914г, как будто они не задумывались о возможной в скором времени мировой войне.
Еще до начала ПМВ, по поводу заключенных в феврале-апреле 1914 г договоров между Германией, Францией и Турцией относительно раздела ближневосточного бизнес пространства, британский депутат Mark Sykes пообещал в своей речи, в Палате Общин, что французские бизнес интересы в Сирии будут сохранены, в случае, если Османская Империя перестанет существовать.
В декабре 1914г Османская империя вступает в войну на стороне Германии, не смотря на громадные долги странам Антанты.
30 октября 1918 года было подписано Мудросское перемирие, закончившее Первую мировую войну. За ним последовали оккупация Константинополя и раздел Османской империи. По условиям Севрского мирного договора разделённая территория Османской империи была закреплена между державами Антанты.
Французский мандат на управление Сирией и Ливаном от Лиги Наций, выданный на Парижской Мирной Конференции в 1919г имел силу с 1920 по 1946 годы. Британской подмандатной территорией в 1920-1948 годах была прилегающая к Египту Палестина.
Британцы таки свое слово сдержали. Иногда удивляешься, откуда британцы знают все заранее.

Источник:The Origin of the French Mandate in Syria and Lebanon: The Railroad Question, 1901-1914
William I. Shorrock


Долги Османской Империи на конец ПМВ составляли 7 млрд долл того времени, в пересчете с оттоманских фунтов. После развала Османской Империи долги были разделены пропорционально между вновь образованными странами и свою часть, 65 % или 4,6 млрд долл Турция завершила выплачивать к 1954 г, платя по 315 млн долл ежегодно.
Subscribe

  • Российский ребус. Ч 3.

    История любит повторяться. Деятели разных эпох часто предпринимают одинаковые действия, так как эти решения являются единственно возможными. В…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Ганзейский банковский союз. Ч1.

    Ганзейский союз существовал в Северной Европе до последней четверти 19в. Он включал в себя города, расположенные вдоль транспортного коридора от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments