Напомню, что царем России и Финляндии с марта 1881 г по ноябрь 1894 г был Александр Третий.
Книга: Банкиры, которые изменили мир
Юлия Воронцова
Александр Штиглиц, 1857 учредил Главное Общество Российских железных дорог для привлечения инвесторов и продажи акций. В 1860 Штиглиц, по поручению Александра Второго возглавил Государственный Имперский Банк и умер в 1884г (через 24 года – Des), от воспаленья легких. Его отец Людвиг Штиглиц стал личным банкиром Александра Первого в 1819г и умер (через 24 года – Des) в 1843 г от апоплексического удара вследствие зубной боли, успев дать сыну наказ: «Люби Россию и она будет тебя любить».
Статья: УДК 947.083:656.2 ББК 63.3(2)51:39.2
ИЗ ИСТОРИИ ВЫКУПА ЛИНИЙ ГЛАВНОГО ОБЩЕСТВА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 90-Х ГГ. XIX В.
Фурсов Владимир Николаевич
В начале 1880-х гг., вследствие не оправдавшихся надежд, возлагавшихся на акционерные общества, российское правительство приняло решение о прекращении выдачи новых концессий и возвращении к практике государственного финансирования железнодорожного строительства. Также было решено приступить к постепенной ликвидации акционерных железнодорожных обществ посредством досрочного выкупа у них железных дорог в казну на основаниях, предусмотренных в уставах обществ, или по особым соглашениям [7, с. 96]. Главными причинами таких радикальных мер являлись финансовое банкротство многих акционерных обществ и развал железнодорожного хозяйства [22, с. 178]. В качестве ведущего звена в цепи коренных преобразований на железнодорожном транспорте России было принято огосударствление частных железных дорог путем возмездной национализации.
Большое влияние на развитие отечественной железнодорожной сети оказал переход в государственное управление линий Главного общества российских железных дорог. Общая протяженность Петербурго-Варшавской, Московско-Нижегородской и Николаевской железных дорог, находившихся в ведении данного Общества, составляла 2273 версты [20, л. 57]. Срок права правительства на выкуп первых двух линий, согласно уставу Главного общества, утвержденному в 1861 г., наступал 1 января 1888 г. [19, л. 1]. Срок возврата в казну Николаевской железной дороги, выстроенной посредством государственного финансирования и с 1 сентября 1868 г. находившейся в аренде у этого Общества, наступал 1 сентября 1888 г. [17, л. 1-3].
За свое 35-летнее существование Главное общество неоднократно подвергалось различным нареканиям со стороны представителей торгово-промышленных кругов, особенно в адрес администрации Николаевской железной дороги.
9 февраля 1894 г. (через 36 лет - Des) последовало Высочайшее утверждение положения Соединенного Присутствия об окончательном расчете с Главным обществом российских железных дорог по выкупу в казну состоявших в его эксплуатации железнодорожных линий [16, с. 50].
В том же 1894 г. состоялся выкуп акций и учредительских паев Главного общества, а также замена их облигациями 4% золотого займа VI вып. 1894 г., выпущенного в нарицательной сумме 113 600 000 руб. зол. «Выкуп и конверсия произведены были синдикатом, к которому принадлежали главные акционеры названного общества. Из общей суммы нового займа было обращено на обмен 110 048 250 руб. зол., и 3 551 750 руб. зол. реализованы по цене около 99% для покрытия как расходов по доплате наличными, так и расходов правительства, относящихся к окончанию расчетов с Главным обществом, по выпуску займа и обмену акций и учредительских паев. Сверх того, государственный долг увеличился на 73 052 750 руб. зол. по непогашенному по день выкупа облигационному долгу общества» [14, с. 141]. После перехода в ведение Управления казенных железных дорог состоялось слияние Московско-Курской, Нижегородской и Муромской линий в целях более успешной эксплуатации и сокращения расходов на управленческий аппарат [18, л. 1].
Статья:
УДК 271.22-788(091) ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ В XIX ВЕКЕ В. П. Попов, Б. А. Ершов Воронежский экономико-правовой институт
В России до 1917 г. православная церковь имела в собственности три с лишним миллиона гектаров земли. Передача земельных участков в собственность храму – реальная материальная поддержка церкви и знак уважения государства к миллионам верующих граждан. Справка: 1 Га=0,9 десятины
Статья: Из истории землепользования у кубанских казаков
М.Ф. Титоренко, доктор исторических наук. КИМПиМ г Краснодар.
Юридическое право на землю у кубанских казаков основывалось на грамотах и указах Екатерины II, императоров Павла и Александра I. «Первою грамотою земля была отдана в дар, как вечная потомственная собственность, двумя последними подтверждался акт ее передачи в коллективную собственность» [1]. Землевладение и землепользование в кубанских станицах развивалось в рамках определенных традиций, собственного землевладельческого опыта, перенесенного в новые условия. Существенную роль в них занимала коллективная форма землепользования – с четко выраженным объединением труда, тягла и инвентаря во время полевых работ.
Общинная земля – собственность станичной организации. Право на коллективное пользование землей признавалось всеми жителями станицы. Каждый казак пользовался собственным паем, лесом, водами, считался полноправным хозяином-совладельцем. Избыток земель удовлетворял потребности казаков. Борьбы за владение наделами внутри общины не было. Право наследственного пользования землей, за исключением «родимых» наделов, не признавалось. «Родимые» наделы имели место в тех казачьих войсках, где были возможности для обработки земель, не входивших в общинный фонд. Собственник земли – государство. Оно жаловало войску землю за службу; войско передавало ее в пользование станицам, станицы – казакам.
Журнал: Consular Reports 1895 Commerce, Manufacturers, etc
Department of State USA , Washington: Government Printing Office 1895
На 1 января 1893 население России включая Польшу и Кавказ составляло: городское 12.8 млн чел, сельское 71.7 млн. Для сравнения: по данным этого же журнала, в 1880 население США составляло 50 млн чел.
Земля в России принадлежала государству, коммунам (общинам) и частным владельцам. Кредитовалась только последняя – земля в частном владении.
На указанную дату, в Российской Империи (кроме Финляндии - там другая банковская юрисдикция) было выдано кредитов ипотечных на 1.22 млрд руб за 46 млн десятин, а не погашенные кредиты составляли 1.13 млрд руб. Общая емкость рынка земельной ипотеки в Российской Империи составляла 2.20 млрд руб за 114 млн десятин, которые находились в частной собственности.
Выпуск земельных бондов: интерес 4-6 %, мультипликация капитала 10 раз, но не превышая оценочной стоимости залоговой земли.
Банковская система ипотечных банков включала в себя - государственные ипотечные банки: Дворянский ГИП учрежден в 1886, Специальная секция ДГИП, учреждена в 1886г и Крестьянский ГИП, учрежден в 1883г. Кроме этого, ипотечным бизнесом по сельскохозяйственной и городской недвижимости занимались 33 частных ипотечных банка в форме ОАО.
Там же: Производство чугуна в 1894г:
Британия - 8 252 592 т,
США - 7 457 128 т,
Германия - 6 301 544 т,
Франция - 2 293 112 т,
Россия - 1 498 648 т.
В России произведено чугуна в
1890г-1 021 244 т,
1891г-1 107 550 т,
1892г-1 134 170 т,
1893г-1 248 170 т,
добыча руды производилась в 683 шахтах и 202 озерах за Уралом