despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Генри Форд, несостоявшийся банкир.


Генри Форд. Есть ли тайны в его биографии, известной всем американским школьникам?
Успешное индустриальное производство невозможно без сопровождающего проект долгосрочного низкопроцентного кредита. Любой успешный производственный проект имеет в своей команде банк, который кредитует его на долгосрочных льготных условиях. Это главное правило любой истории успеха. Правило это работало 100 лет назад, работает оно и сейчас. Некоторые корпоративные историки указывают, что индустриальный проект, например моторостроительной корпорации Cummings, развивался в тесном сотрудничестве с финансирующими его банком, а другие забывают сказать о важной роли финансистов в успешном проекте.
Кто же был банкиром у Генри Форда и почему о нем забывают рассказать биографы, мы попробуем разобраться.
Генри Форд был прихожанином Епископальной Англиканской церкви. Отпевание его проводилось в Епископальном соборе Св. Павла в Детройте в 1947г. Похоронен он на кладбище этого собора.
Генри Форд был банкротом два раза, пока не нашлись подходящие финансисты автомобилестроительного проекта. Впрочем, другие автопроизводители США в начале 20 в банкротились часто и практически никто не избежал этой участи.
в 1899 г Генри учреждает компанию Detroit Automobile Company. Эта компания производила гоночные спортивные автомобили и обанкротилась в начале 1901г, продав всего 20 автомобилей по 125 000 долларов за штуку. Не помогло компании то, что одним из ее учредителей был мер Детройта и финансист William Maybury.
Второй компанией Форда была компания Henry Ford Company основанная в 1901г. Форд в ней был наемным главным инженером и миноритарным акционером. Кроме Форда учредителями этой компании были финансист William Murphy. Хотя бизнес идеей компании было производство автомобиля лоукостера с ценой до 1000 долл, Генри основное внимание уделял разработке автомобиля для гонок и, в результате, эта компания тоже обанкротилась. Недовольство работодателей Форда отсутствием успехов в бизнесе стало причиной его разрыва с William Murphy и Форд в 1903 году привлек инвесторов для учреждения третьей компании со своим участием - Ford Motor Company.
После ухода Форда, в обанкротившуюся компанию William Murphy привлек инженера механика Henry Leland и инвестицию от своего родственника, который был директором детройтского отделения Германо-Американского банка. Компанию передумали банкротить и переименовали по имени французского основателя г Детройт, Антонио Кадиллака, на площади имени которого и стоит здание Германо-Американсского банка –Cadillac. С этого момента бизнес пути компаний Форда и Кадиллака разошлись надолго.

Калиллак выпускал автомобили премиум сегмента и дела у компании шли хорошо. В 1909 г Леланд продал контрольный пакет компании Кадиллак за хорошие деньги - 4,5 млн долл, холдингу Дженерал Моторз.

Холдинг GM был учрежден американским бизнесменом французского происхождения Вильям Дюрантом. Дюрант не занимался производством автомобилей, он скупал перспективные предприятия. Дюрант купил в 1904г завод испытывавшего финансовые трудности автопроизводителя ирландского происхождения Бьюика, а в 1907 году открыл General Motors Holding Company, которая скупила и консолидировала 13 автопроизводителей и 10 производителей автокомпонентов, включая компании Cadillac (1909), Oldsmobile, Oakland Motor Car ( позднее переименованный в Pontiac) и др. В 1916 г совместно с автогонщиком Louis Chevrolet, GM учредил еще одну компанию по производству автомобилей, собственно Chevrolet.
GM, GE и Du Pont с самого начала финансировались банкирами с Волл Стрит. В 1930 г в совет директоров GM входили Junius S Morgan, другие члены JP Morgan, директора First National Bank, Bunkers trust, семь директоров Du Pont и Owen D.Young член совета директоров GE, и директор FRB of NY в 1927-1935 годах *.
Производитель сельскохозяйственных машин International Harvester Company, который контролировал 85 % рынка США был учрежден JP Morgan Company в 1920 году.

После продажи Cadillac, Henry Leland продолжал работу с GM до 1917 г и в дальнейшем ушел из нее чтобы организовать новое производство автомобилей, на этот раз класса люкс, под маркой Lincoln. Автомобили Lincoln собирались на базе производимых GM по госконтракту мощных авиамоторов V 8 и V12.
Без долгосрочного банковского финансирования компания Lincoln долго не протянула и ее в 1922 г купил за 8 млн долл, половину стоимости, Генри Форд.

В США было много талантливых инженеров, изготавливающих машины, но Форд, или тот, кто ему помогал, отличался от умением организовать производственный процесс и привлечь средства из разных источников.
Напомню, что он был прихожанином Англиканской церкви, то есть поддерживал активные связи с бизнесами британского происхождения.
Кроме рискованного проекта производства автомобилей в СЩА, Генри в 1904 учредил совместно с британскими инвесторами компанию The Ford Motor Company of Canada, как филиал Ford Motor Company, которая владела всеми фордовскими патентами и имела право продавать автомобили на всей территории Британской Империи, за исключением Великобритании и Ирландии. В самой канадской компании Форд владел 13 % акций.
Производственные мощности полного цикла производства автомобилей у канадского филиала находились в г Виндзор, Онтарио. Этот завод производил автомобили и трактора для Канады и отправлял комплекты для сборки в других странах Британской Империи. Бизнес Форда за пределами США рос не менее активно, чем в самой Америке.
В 1911 г открылся первый сборочный завод Форда за пределами Северной Америки - в Манчестере, Великобритания, где в цехах старого трамвайного завода начали собирать автомобили Модели Т.
Во главе британского предприятия Генри Форд назначил опытного британского торговца автомобилями Персиваля Перри, который в кратчайшие сроки сформировал в Великобритании дилерскую сеть для автомобилей Форд и развернул рекламную компанию. В 1913 г в Британии было произведено 6000 машин, что составило 30 % рынка.
1916г, Персиваль Перри открывает сборочную фабрику автомобилей Форд во Франции - Bordeaux as Société Française des Automobiles Ford
В 1917 г был открыт тракторный завод в г Корк, втором по размерам городе Ирландии. Трактор назывался Fordson – Форд и сын.
В 1926 г Форд открыл сборочные заводы колониальных странах Британской Империи: в Индии, Малайзии, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Колониальная администрация потеснила других производителей автомобилей из США и Германии, чтобы дать преимущество имперскому производителю из Канады.
Германская дилерская сеть Форд была открыта в 1925 г, а сборочная площадка легковых автомобилей Форд Т была организована в 1926г Берлине.
Марте 1929г, GM купила 80 % германской компании Опель. В ответ на это Форд открывает полный цикл автопроизводства в Кельне, на северо-западе Германии.
В 1928 г Форд построил еще один автомобильный завод в Британии, в пригороде Лондона Дагерхаме, возле глубоководного порта на Темзе. Руководили этим предприятием три американских директора и четыре британских. Акции предприятия продавались на бирже. Форд Дагерхам стал крупнейшим автозаводом Европы. Он работал на рынки европейских стран и стран Ближнего Востока.
Не удивительно, что бизнес Форда и других учредителей компании быстро рос, находясь под покровительством британских бизнесменов, финансистов и имперского админресурса. Обратим внимание, что между годом учреждения Форд Канада и открытием завода в Лондоне прошло 24 года. Это говорит об успешном завершении одного кредитного цикла проекта и начале другого, более масштабного цикла кредитования.
В США бизнес Форда складывался и радужно, но и скандально тоже. На первом месте по известности это антисемитский скандал 1918-1927годов.
Причин у скандала может быть три. Первая причина может лежать в том, что британские покровители Форда получили протекторат над Палестиной в 1922 г и им срочно нужны были переселенцы туда. Газета «Дирборн Индепендант», заводская многотиражка Форда, выходившая почти миллионными тиражами, напечатала 91 материал антисемитского характера с 1920 по 1922 годы, что, возможно, по задумкам авторов, способствовало эмиграции в Палестину.
Анисемитский конфликт был исчерпан в 1927 г, когда на судебном разбирательстве Форд принес свои извинения.
Второй и более важной причиной скандала могло служить то, что Форду нужны были дешевые кредиты, а срок возвращения старых долгов истекал в 1927 г.**

Третьей, самой вероятной причиной, было желание Форда начать собственный банковский бизнес.
У Форд Моторз дружба с банкирами незаладилась. GM в первый раз обогнала Форд Моторз по количеству проданных автомобилей в 1927 году. Собственную кредитную компанию Форд Моторз получил только в 1989 году, уже после смерти Герни Форда II в 1987 году, купив Associates First Capital Corporation у Gulf Western. Открытая аж в 1959 году Ford Motors Credit Company, была аутсосинговой.
Банкиры открыть банковский бизнес в США Форду не позволили, зато Форд и банкиры достигли в 1927 г компромисса по вопросам долгов и дальнейшего финансирования. О таком варианте развития событий нам говорит тот факт, что Форду удалось открыть Форд Банк только в Германии в 1926г и этот банк работает до сих пор.
Таким образом, секрет воплощения американской мечты заключается в том, - как говорит персонаж фильма «Список Шиндлера», снятый на деньги «Форд Мотор Компании»,- что сначала нужно найти хорошего финансиста.


* 1930 году ни одна из автомобилестроительных фирм не входила в десятку крупнейших индустриальных компаний США. Крупнейшей компанией тогда была GE с активами в 500 млн долл  и прибылью за 1929 год в 71 млн долл.
** В 1927 году Генри  Форд, также, запретил использовать свое имя в публикациях переводных материалов на антисемисткую тему https://www.jta.org/1934/05/15/archive/ford-condemns-use-of-his-name-in-nazi-anti-semitic-articles
Интересно, что британский форд- автопромышленник Уильям Моррис, виконт Наввилдский (1877-1963), - Austin, Morris, Vickers, Supermarine Spitfire- тоже ранее симпатизировал фашистами и антисемитам, но в 1934 году публично разрорвал с ними связи и внес щедные донаты в Фонд Освобождения Евреев в Нацистской Германии.
https://www.jta.org/1934/07/20/archive/britains-henry-ford-denies-fascist-link-with-a-relief-check
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments