
Наше внимание привлекла Куба вот по какой причине. В истории, связанной с Кубой обнаружились следы деятельности американского банкира по имени Reeve Schley (умер в 1960 г). Этот банкир работал исполнительным вице-президентом банка Chase National Bank в Нью-Йорке. Банк этот тесно работал с Кремлем в 20-30 е годы. Reeve Schley летом 1929 года, до начала Великой Депрессии, привозил в СССР делегацию из сотни американских бизнесменов чтобы показать им перспективы инвестирования в СССР и продать им бонды Советского проекта (которые никогда не были погашены). Делегация проехала по маршруту от Ленинграда через Горький и Сталинград на Кавказ, а затем назад через Харьков, Киев и Москву.
Кстати сказать, депрессия 1929 г в США была Великой только для трудового народа. Для бизнеса депрессия напоминала карантин: на 1934 г по бондам 2600 муниципалитетов в 41 штате общие долги были на 18.5 млрд $, а дефолт объявили только по 2 млрд $. Это около 10 % всего.
В следующий раз Reeve Schley попадает на страницы газет в 1931 г, когда случается пожар в его доме, но всех спасают пожарные, не удается спасти только сына.
Нам интересно следующее событие. В 1933 г в США была учреждена не коммерческая организация
Foreign Bondholders Protective Council по помощи гражданам США, которые инвестировали в иностранные облигации и эти облигации сгорели по причине суверенного дефолта правительств тех стран.
А в 1936 г было разбирательство, на котором допрашивали Reeve Schley, как топ менеджера Chase National Bank по поводу потери инвесторами денег в связи с суверенными дефолтами на Кубе в 1933 г и в Чили в 1935г.
Оба дефолта случились в результате смены власти, которая произошла в результате революционных событий. Только благодаря Фонду Гарантирования Иностранных Инвестиций, граждане США не пострадали, но это совпадение вызвало подозрение у регулирующего органа.
История проектов Чили и Кубы сходная, и история эта грустная.
Что касается Кубы, то мы там видим любопытную периодичность в смене диктаторов на всем протяжении 20 в и эта смена происходит не без участия коммунистов. Впрочем, недостатка в количестве госпереворотов на Кубе, как и в других бедных странах Южной и Латинской Америки, нет недостатка. Самоуправление на Кубе после того, как ее отвоевали и выкупили у Испании, в 1898 г, было восстановлено в 1908г. В этом году были проведены выборы на которых президентом был избран Хосе Мигуель Гомес. После этого и войска США были выведены с острова, но протекторат США над Кубой сохранился.
Куба привлекала бизнесменов из США дешевой рабочей силой и они охотно инвестировали в выращивание и переработку сахарного тростника, табака, плантации фруктов и тп. Во время войн в Европе рост цен на сахар и табак позволял получать не плохие прибыли. Банкиры охотно кредитовали американские бизнесы на Кубе и продавали бонды кубинского правительства.
Но для правительства, выпустившего облигации есть та проблема, что после истечения срока облигаций их нужно погашать, так как ставка 5 % дает прибыль 50 % за 10 лет, что не много для тех кто их купил. Если у правительства на погашение облигаций денег давно нет, то оно может объявить дефолт, но для этого нужны веские причины. Революция со сменой власти как раз и есть такая подходящая причина. Много раз таким образом дефолтить инвесторов не получится, но один разок можно, тем более, если они теряют прибыль, но получают компенсацию из Фонда.
В этой схеме, кроме дефолтируемого правительства, обязательно должны работать согласованно выпустивший бонды банк, спецслужбы и революционеры. Очень хорошо, для доверия между участниками схемы, если они связаны чем-то большим, чем единоразовое участие в проекте: например у них имеется этническая, религиозная или идейная общность, либо они имеют компромат друг на друга. Например, банк кредитует Коминтерн, а Коминтерн организовывает, в требуемой стране, революцию и эта революция не подавляется спецслужбами, которые выполняют указания правительства. Эта схема даже лучше работает, чем, если один родственник банкир, а другой - революционер.
Вернемся к Кубе. В 1933 году она была на задворках банковского бизнеса и революционного движения. Тем не менее, весь политический левый спектр был на Кубе представлен. На Кубе с 1925 г существовала подпольно коммунистическая партия, организованная эмигрантами из восточной Европы, партия анархистов, ячейка троцкистов, союзы рабочих – общекубинский и гаванский. Существовала даже фейковая коммунистическая партия, организованная спецслужбами Гаваны и эта партия была членом Коминтерна в 1928-29годах. Все эти организации в 20-е-30-е годы боролись за права трудящихся методом забастовок, всеобщих забастовок, демонстраций и нередко доходило дело до вооруженных столкновений с американскими морпехами, присланными для защиты собственности граждан США.
Организационно, кубинские коммунисты подчинялись Карибскому бюро, мексиканской секции Нью-Йоркского Исполкома Коминтерна. Но, так как по марксистской теории время революции на Кубе еще не пришло, то малой и горячей партии кубинских коммунистов уделялось не много внимания.
На самом деле, архивы Коминтерна были открыты только в 1996 г и единицы историков занимались их исследованием. Крайне любопытные документы о деятельности этой централизованной и бюрократической организации в разных странах должны сохраниться в архивах, тем более, что главный офис Коминтерна оплачивал зарплаты работникам и расходы своих иностранных секций и, соответственно, должны быть финансовые отчеты. Например, в 1925 г весь бюджет Коминтерна составлял 4.180.480 золотых рублей (около 2 млн долл того времени). Это смешные деньги для политического бизнеса, поэтому, думаю, был еще и теневой бюджет, который пополнялся из теневого же бизнеса Коминтерна.
В 1925 г, очередным президентом и диктатором Кубы стал министр внутренних дел Херардо Мачадо (1871-1939). Хунта запретила Компартию и CNOC (национальная конфедерация рабочих кубы), сотни противников диктатора были убиты или пропали без вести, поправки к конституции продлили срок его пребывания у власти до 6 лет с возможностью переизбираться.
В 1928 году диктатор был переизбран на новый срок, не смотря на протесты оппозиции. В своей внешней политике Мачадо ориентировался на США, куда отправлялось 80 % кубинского экспорта, 4/5 которого составлял сахар. Все годы правления, а особенно в 1927-30 годах, Мочадо получал крупные суммы кредитов от американских банков.
Политическая ситуация на Кубе в эти годы была напряженная. То ли в ответ на очередной разгон протестующих студентов, то ли из солидарности с бастующими, 27 июня 1933 г в Гаване началась всеобщая забастовка.
Эта забастовка привела к свержению диктатуры Херардо Мачадо 12 августа 1933 г, ровно через 24 года после первых выборов на Кубе в 1908 г.
27 июля 1933 г началась забастовка работников транспорта Гаваны. Она началась с водителей и кондукторов маленькой автобусной компании к которым присоединились трамвайные депо паромщики, таксисты, докеры и печатники газет. К 4 августа весь транспорт на Кубе был парализован. Забастовка в Гаване переросла во всеобщую кубинскую забастовку 7 августа. Был организован стачечный комитет, который руководил движением транспорта и подвозом продуктов.
Кубинский диктатор Мачадо и его министр внутренних дел встречались несколько раз на переговорах с лидерами стачечного комитета от CNOC и Компартии Кубы. 8 августа Мачадо согласился выполнить требования бастующих: освободить всех политзаключенных, разрешить работу профсоюзов и легализовать компартию. О договоренности с бастующими диктатор тут же лично сообщил по телеграфу в редакцию газеты «Нью Йорк Таймс», чтобы успокоить держателей акций. Лидеры бастующих с удивлением сообщили кубинцам, что кровавый тиран расслабился и хочет начать переговорный процесс с рабочими. На переговорах с Мачадо, в составе делегации Коминтерна, присутствовал Товарищ Колокол, который передал рабочим слова секретаря Мачадо, сказанные во время рукопожатия после переговоров: «Вы, парни и я спасем отечество».
Бастующие преследовали только экономические требования, а не политические, то есть свержение диктатуры в их планы не входило. Стачком дал команду рабочим прекращать забастовку, как только будут достигнуты на местах договоренности с работодателями о выполнении условий бастующих.
Исполком Коминтерна поддержал договоренности диктатора и бастующих, так как была угроза военной интервенции со стороны США для подавления забастовки. Но гаванские товарищи не боялись американских солдат и задали Коминтерну вопрос, можно ли им захватить власть на Кубе и приступить созданию советов. В мексиканском офисе Коминтерна начальник был больной и принять решение в секции по восстанию было некому, а делегация не взяла на себя ответственность, сказав, что по теории Ленина, Куба еще не созрела для этапа революционного движения, который ведет к созданию Советов и напомнили жителям Гаваны про вооруженных до зубов американских морпехов.
Но, пока шли вялые переговоры и забастовка продолжалась, 12 августа 1933 г, диктатор Мачадо погрузил вещи в самолет и сбежал на Багамы.
Судьба Херардо Мачадо после бегства с кубы сложилась завидным образом. Через некоторое время Мачадо с Багамских островов перебрался жить во Флориду, на Маями Бич, где и умер своей смертью в 1939г.
Ирония в том, что, как и другие диктаторы, урна с прахом Херардо Мачадо покоится в Мавзолее. В Мавзолее кладбища Woodlawn Park в Маями. Мавзолей, правда, не такой пафосный, как на Красной площади, и Мачадо в нем покоится не один, но все же, финал для диктатора не самый худший.
А вот трудовому народу Кубы, после свержения диктатуры Мачадо, легче жить не стало. На смену старому диктатору пришел новый диктатор - полковник Фульгенсио Батиста и тоже на срок 24 года: 1933-1957.
15 января 1934 г полковник Фульгенсио Батиста совершил военный переворот, сверг президента Грау и 18 января назначил президентом местного политика, отставного офицера Карлоса Мендиета.
Он издал законы которые несколько улучали условия труда рабочих, но и ограничивали возможности стачечного движения. Однако, забастовочное движение на Кубе не прекратилось, а усилилось.
В 1935 году было более пяти сотен мелких забастовок и одна всеобщая забастовка. Особенно часто забастовки происходили на принадлежащим американскому бизнесу предприятиях и плантациях. Это приводило к вооруженным столкновениям между бастующими и американскими солдатами. Морпехи привлекались для подавления забастовок и, таким образом, защищали собственность американских бизнесменов. Эти столкновения заканчивались жертвами с обеих сторон и многие лидеры профсоюзов были убиты и посажены в тюрьмы. Две всекубинские забастовки произошли 7 февраля и 8 октября 1934г. Бастующие требовали страховки, повышения оплаты и других улучшений условий труда, а также освобождения политзаключенных. Следующая всеобщая забастовка произошла в марте 1935г. Забастовочное движение широко освещалось в центральной прессе США.
Так как инвесторы проектного масштаба после кидка не желали иметь дело с Кубой, промышленное производство на Кубе упало, а рабочие кварталы превратились в трущобы.
Время шло, а проектных инвесторов для Кубы не было. Поэтому, Фульгенсио Батиста пригласил делать бизнес на Кубе американских мафиозо. Они строили гостинцы и казино и построили в Кубе государство стационарного бандита, а для кубинцев это выглядело, как плантация с рабами, наркопритон и публичный дом.
Сам Батиста роскошно жил все это время в Маями, Флорида.
Под конец отпущенного Батиста срока, появилась группа революционеров-неудачников, которые решили захватить власть на Кубе. Это были браться Кастро и Эрнесто Че Гевара. Они сотрудничали со всеми спецслужбами мира, поэтому шансы на реализацию их плана были немалые: ЦРУ в те годы руководил уже знакомый нам по схемам в Германии Алан Даллас.
Первая, неудачная, попытка переворота на Кубе была сделана в 1953 году. Пойманных заговорщиков не расстреляли, как это делали обычно, а посадили в тюрьму и депортировали в 1955г.
В год кубинского RESETа, 1956, сразу две группы революционеров-неудачников пытались свергнуть Батиста: 6 апреля произошел путч генерала Рамона Баркина, а в декабре – Фидель, Че и компания снова приплыли на лодке делать революцию на Кубе.
Партизанская война повстанцев Кастро в горах и лесах Кубы велась дольше, чем планировалось. Не дождавшись, когда его будут свергать, Фульхенсио Батиста, по совету друзей, 1 января 1959 года навсегда улетел на самолете в Доминиканскую Республику, прихватив часть золотовалютных запасов страны. Позже, Батиста перебрался жить сначала на о Мадейру, а затем в Португалию, где и умер в 1973 году.
Радостные партизаны Фидель и Че спустились с гор и сказали кубинцам, что это они победили тирана Батиста. В год прихода к власти на Острове Свободы Фиделя, 1959, Коминтерна уже давно не было, но СССР еще был и жизнь кубинцев стала налаживаться: появился новый инвестор.
Интересно, что президент США Барак Обама посетил Кубу в 2016 году не случайно: это очередной 108 (12х9) ключевой год с начала кубинского проекта. Будем надеяться, что все плохое осталось для кубинцев в прошлом.
Чилийский аналог Фиделя Кастро и большой друг СССР - Сальвадор Альенде - пришел к власти в правильный год проектной матрицы: 1970. Сальвадора крепко подставили, когда он пришел к власти в пик кризиса оттока капитала. Плюс к этому, советские друзья посоветовали ему начать национализацию, а значит расколоть общество и повесить себе на шею то, что уже являлось выжатым лимоном. Это была не самая лучшая идея, она показала некомпетентность советских экономистов. Хорошо закончиться эта история не могла.
Что касается Чили: 1971, 1983, 2019-история учит тому, что история ничему не учит.
