despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Франция между войнами. Ч 5. ВВС Франции в 1940 году.


В апреле 1936 г Люфтваффе могло за один рейд бросить 1450 тонн бомб на Париж.   А французская только 245 тонн.До конца 1935 года, военные пытались протянуть через парламент финансирование постройки 300-1000 новых самолетов в короткий срок, но эти планы были нереалистичны. Весной 1935 года Франция заключила пакт с СССР, это позволило расслабится и замедлить темпы перевооружения. Военное сотрудничество Франции и СССР привело к созданию туполевского СБ-2 с французскими моторами HS12Y31.
До 1938 года во Франции была принята доктрина использования военной авиации, главным образом, для стратегических бомбардировок. Затем, она была заменена на доктрину противовоздушной обороны, поддержку сухопутных сил и прифронтовых операций. Перестройка ВВС заняла время и была связана с заказом новых машин, переучиванием пилотов и тп.

После начала реформ Народного Фронта, предприятия авиапрома были национализированы и объединены в шесть региональных групп. Задержка с передачей гособоронзаказа на заводы была связана с реорганизацией отрасли и формированием госзаказа. После введения германский войск в Рейнскую область, госзаказ перекроили для увеличения количества бомбардировщиков и более дешевых истребителей.
За счет внутреннего производства и закупок за рубежом, французы успели доукомплектовать свои ВВС до паритета с Германией.
Общее количество самолетов на 10 мая 1940 года
Впрочем, источники сильно расходятся в количестве и боеготовности выпущенных самолетов.
Модели и количество современных самолетов в ВВС Франции на 10 мая 1940 года
Проблема в авиаотрасли Франции действительно была: частных производителей самолетов было много, но не все из них были достаточно крупные. Национализация позволила укрупнить авиапроизводителей и разделить их по рыночным нишам. Всего во Франции было сформироваго шесть авиастроительных госхолдингов.

Первый гособоронзаказ на самолеты MS405/406 поступил только в ноябре 1936 года. Компания Morane-Saulnier не была включена в программу национализации и осталась частной. Она была разработчиком самолета MS406.
Задумка была такая, что на частном предприятии будет изготовлена предсерийная партия из 16 самолетов MS406 и передана для серийного производства на госпредприятия SNCAO в Нанте к июню 1937 года. Но была задержка с финансированием, изготовлением и передачей техдокументации на серийный завод. В результате, производство опытных образцов затянулось: первый прототип полетел только в январе 1936 года, испытания были завершены в июле 1936 года, а серийные самолеты начали производиться только с января 1939 года. В январе 1937 года был изготовлен и полетел только второй прототип самолета. Испытания показали, что MS405/406 не хуже, чем Спитфайр и БФ109 на 1937 год.
Итого, 13 месяцев потребовалось для разработки и изготовления опытного образца истребителя и еще 18 месяцев для начала серийного производства. Прототип 405 появился меньше, чем через 3 месяца после БФ109, но к осени 1938 года германия уже имела 600 шт БФ109, а Франция ни одного MS 406.

В боевых действиях 1940 года участвовало 250 MS 406, ими был сбит 191 самолет, а потеряно 150 самолетов и 83 пилота.

Франция купила у Британии лицензию на мотор Роллс-Ройс Мерлин, от Спитфайра и, в 1938 году, начала проектировать истребитель, который мог бы конкурировать с БФ109 по скорости в 570+ км/ч. Прототипом нового истребителя стал Arsenal VG-30, впервые показанный на выставке в Париже в 1936 году.
Первый серийный бомбардировщик LEO 451 полетел только в марте 1939 года и к концу августа их было построено госкомпанией SNCASE всего 22 штуки. Зато его скорость и бомбовая нагрузка были самой высокой в мире, среди бомбардировщиков этого типа. Подготовка к его серийному производству началась в 1937 году и в октябре 1938 года началось его производство. Но требовалась серьезная реконструкция и расширение цехов заводов. Были также проблемы с финансированием, так что на весну 1939 года производство сильно отставало от графика.
Госкомпания SNCASE была сформирована 1 февраля 1937 года из национализированных компаний Lioré et Olivier, Potez, CAMS, Romano и SPCA.
К лету 1939 года ни одного бомбардировщика Amiot 351/354 не было построено. Этот самолет был аналогом HE 111 P-4 и H-2 Первый полет бомбардировщик Breguet Br.691 совершил 15 мая, а войска они начали поступать в октябре 1939 года. Менее 50 шт бомбардировщиков новых типов было изготовлено до начала ВМВ, причем, в войсках бомбардировщиков всех новых типов было 17 штук.
Франция еще располагала 15 легкими бомбардировщиками Potez 63, изготовленных по заказу Греции и Румынии, который были экспроприированы, хотя ВВС Франции не планировали закупать эти самолеты, а изготавливали только на экспорт. Прототип Potez 63 полетел в 1938 году, а его более сложный вариант, Potez 63.11 - к декабрю. К августу 1939 года была выпущена первая партия в 67 штук модели Potez 637 и несколько штук Potez 63.11. К началу ВМВ, Potez 637 насчитывалось 400 шт в варианте разведывательного самолета и легкого бомбардировщика, а к весне 1940 года - около 1000 шт.
Potez 63 был простой самолет и с его производством французский авиапром справлялся без труда, но и тут дело шло с отставанием от графика.
Завод Вreguet поставил 100 самолетов к концу марта 1940 года, это было половина от запланированного количества. Но 78 из них были укомплектованы ненадежным мотором Hispana-Suiza и годились только для тренировок. Более надежный, радиальный мотор Gnome Rhone, поставлялся приоритетно на самолеты Potez.
Учитывая низкие темпы производства самолетов, Франция пыталась их купить за границей. Так, в США были заказаны бомбардировщики Douglas DB-7 (205 шт) и истребители Martin 167 (115 шт). Они были заказаны в феврале 1939 года и должны были прибыть уже летом, но были поставлены с опозданием.
Для ускорения производства самолетов, в США были построены, за деньги Франции, производственные мощности для сборки истребителя Curtis H75. 176 шт этих истребителей были поставлены во Францию к декабрю 1938 года, спустя только 7 месяцев с подписания контракта.

115 американских истребителей Curtis участвовали в боях над Францией и сбили 251 самолет, потеряв 45 пилотов.

В 1939 году неожиданный удар пришел от Форд-Эйр. У него, в Детройте, было заказано оборудование для лицензионного производства мотора Мерлин. Форд принял заказ, а затем отказался его исполнять ввиду объявленного нейтралитета своей компании. Также, он оказался поставить французам уже изготовленную оснастку. Это поставило крест на массовом изготовлении самолета D. 520 с этим двигателем: были использованы только купленные в Британии моторы для постройки 246 самолетов до 10 мая и 104 шт после. Истребитель D. 520 был самым быстрым самолетом ВВС Франции в 1940 году.

На этом самолете французские летчики имеют 108 подтвержденных сбитых немецких самолетов при 18 потерянных своих пилотах.

Госкомпания SNCAC полностью сорвала план по выпуску современного бомбардировщика Amiot 350. Вместо 495 шт по плану, к апрелю 1940 года, было поставлено двадцать семь и без вооружения, в тренировочной версии.
Истребитель Bloch 152 совершил первый полет в 1937 году, а в серию пошел в 1939 году. Этот самолет был быстрее, и потолок его был выше, чем у MS 406.

187 истребителя Bloch 152 участвовали в боях и сбили 146 самолетов, потеряв 50 пилотов.

Проблемы были и с подготовкой пилотов: в сентябре 1939 года было всего 18 летных школ, 1000 учебных самолетов и 600 инструкторов. Эти школы выпустили в 1939 году 500 пилотов, что позволяло держать на линии фронта 1600 самолетов. Необходимость же составляла 34 школы с ежегодным выпуском по 450 пилотов в каждой, что требовало 1300 инструкторов и не менее 5000 самолетов для того, чтобы на линии фронта постоянно находилось 3200 самолетов. Однако, помощь неожиданно пришла из побежденной Польши: около 650 пилотов приехали или прилетели на своих самолетах во Францию и вступили в ряды ВВС

Всего, в небе Франции, было сбито 410 французских самолетов и 692 немецких.

На стороне Франции воевали ВВС Британии, Бельгии и Нидерландов, а на стороне Германии воевали ВВС Италии.
Тем не менее, не смотря на неудачи первых недель войны, французская техника показала себя на равных с германской авиацией и ВВС Франции начали выравнивать ситуацию на фронте.
По оценкаим современных нам военных историков из США, учитывая удаленность германских баз снабжения и усталость личного состава, ВВС Франции и союзников, с большой вероятностью, взяли бы вверх над Люфтваффе, продлись война дольше на пару недель.
Но это не точно. С 15 июня началась эвакуация авиационных частей в Северную Африку, оставив во Франции только часть истребительных и разведывательных сил.

Подводя итоги можно сказать, что мощная экономика Франции выдержала такую радикальную реформу, как национализация высокотехнологичных отраслей, в первую очередь ВПК. Риски у них были не большие, так как имелось достаточно ресурса, чтобы подстарховаться и закупить типы самолетов, по которым случился производственный провал, за рубежом. Плюс к этому, во Франции были собственные технологии и инженерные кадры, не уступающие германским, в первую очередь, для моторостроения и другие современных отраслей промышленности.
Тем не менее, на примере французского авиастроения видно, как не просто происходят реформы подобного рода, даже в высокоразвитой и богатой стране и, как малоэффективна и негибка система государственного управления индустрией.
Можно себе представить, какой бардак творился в предвоенном СССР: новые самолеты в войсках на бумаге были полностью исправны и боеготовы, а на деле они могли вообще быть недоукомплектоваными и неисправными.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments