despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Франция после войны Ч. 4. Алжир: рассуждения о сырьевом экспорте.


Лето закончилось, пришла осень с длинными и пасмурными вечерами. Развлечений стало меньше и мы продолжим буравить и рушить окружающую нас декорацию и проникать в пространство за ней - в реальную действительность.
Сегодня мы поговорим об Алжире. Алжир-это не колония, но бывшая заморская территория Франции.
Разъединение Алжира и Франции прошло далеко не так спокойно, как демонтаж СССР. Мы опустим драматические события, связанные с борьбой народа Алжира за независимость от Франции (и Общего рынка).
На истории проектов в Алжире мы остановимся подробно. Алжир нам интересен причудливым синтезом идеологий социализма советского типа и мусульманской религии, а также дерзкой попыткой построить индустриальную экономику, имея собственное сырье, благодатный климат, денежные ресурсы, быстро растущий внутренний рынок, но без собственной финансовой системы.
Но главным образом, интерес к Алжиру лежит в его сходстве с постсоветскими республиками, включая Российскую Федерацию. Франция отделилась от заморских территорий и интегрировалась в Общий рынок стран Западной Европы на 30 лет раньше, чем произошел демонтаж СССР. Поэтому, на примере Алжира, мы можем заглянуть в свое будущее. Сходство заключается в том, что Алжир - это, как любая из постсоветских республик, а, как Франция - только ГДР, Словения, Чехия и, может быть, еще Польша, так как значительную часть ее образует Восточная Пруссия.
Если мы это понимаем, то понимаем и то, что нужно делать для исправления ситуации (куда бежать). Без машины времени, на примере Алжира мы видим 50-летнюю эволюцию государства с экспортно-сырьевой экономикой. История Алжира говорит, что если страну засосала воронка сырьевой экономики, то из этой Петли Мебиуса есть только один выход.

Напомним, что во Франции, после ВМВ, реализуются два проекта - масонский и ватиканский. Оба проекта реализуются очень успешно: масонский, индустриальный, позволяет Франции занимать лидирующие позиции в технике и экономике, а ватиканский, надгосударственный, объединяет страны Западной Европы в закрытый клуб вокруг вполне светской идеи Европейского Союза.
Наши изыскания позволяют увидеть невооруженным глазом связь финансовых циклов с ключевыми событиями истории и политики. Кроме этого, прослеживается прямое влияние финансовых потоков на философские идеи.
В ХХ веке философам пришлось потрудиться, что называется, засучив рукава. Свежий философский продукт требовался финансистам для многих задач: демонтаж империй и национальных государств, интеграция новых империй и других национальных и клерикальных государств, соединение в одном государстве ранее антагонистических проектов, и вообще - соединение несоединяемого и слияние неслияемого.
Без иронии, лучшие умы проливали свой пот в мозговых «почтовых ящиках», работая на лучших финансистов мира, а мы об этом практически ничего не знаем, хотя ежедневно пользуемся результатами их труда.
Философы, занимая промежуточное место между финансистами проектов и политиками, выполнили свою задачу качественно. Этим они облегчили работу политикам. Роль политиков, сильно изменилась в наше время. В конце ХІХ в, политики, как Бисмарк, играли ключевую роль в политической жизни стран. Они сами были интеграторами проектов, соединяя в себе носителя идеи, лидера нации и переговорщика за финансирование проекта. Такие лидеры, мыслящие глобально и независимо, если и остались в наше время, то отрезаны от финансов и внесены в списки диктаторов.
В наше время, коммуникация между финансирующими проект структурами и электоратом свелась к риторике наемного артиста, озвучивающего тезисы, написанные философом. Это происходит в таких странах, как Франция или Британия, где всегда реализуется собственный проект. В странах беспроектных, замедленного развития, схема еще проще, до комичности. Для стран третьего мира скопировали форму, но не суть процесса, а роль философа выполняет политтехнолог.
Риторика политиков, кстати, тоже изменилась. Ранее, когда в странах работали прочные вертикальные связи, риторика нанятых политиков была патетической, религиозной, затем драматической или даже трагической. Позднее, когда вертикальные связи ослабели и уступили место горизонтальным, политикам стало труднее привлекать к себе внимание электората. Драматических актеров, в числе первых лиц, предсказуемо заменили комики. Это объяснимо тем, что лозунгами типа «АрМоВир» не соберешь такую аудиторию, как соберешь шутками стендаперов. Это и не плохо, так как дураки плохо понимают юмор, а умных обмануть не так просто, как фанатиков "от сохи".
Петросянизация политиков, озвучивающих проектные тезисы, произошла повсеместно. Но СОКРАТизация политиков, продвигающих в своем государстве аутентичную философскую идею, не произошло нигде. Такова жизнь: деньги побеждают идею, а большие деньги ее порождают. В мире давно нет места для железных людей, какими были первые красные комиссары или израильские переселенцы – козаки веры и революции.

Нельзя не заметить, при всем этом, что сами проекты значительно усложнились, по сравнению с теми, которые были в начале ХХ века. Сравните архаичный монархический духовенский проект с паро-угольным технологическим укладом на золотом стандарте и симбиоз проектов при современном уровне индустрии и кейнсианской системе финансов. Не метросексуал может получить стресс и неизлечимую психологическую травму, только от понимания проектных процессов и осознания неизбежности разрушения окружающего мира, связанного с перезагрузкой проекта. Чем масштабнее был проект, тем больше будет стресс от его обнуления. Мы на это не обращаем внимания, но перезагрузки проектов происходят вокруг нас постоянно. В некотором смысле, большинству из нас повезло, что проект СССР завершился сравнительно спокойно.

Если продолжить аналогию с Советским Союзом, то Франция и развитые страны Западной Европы, находясь в послевоенной разрухе, взяли на вооружение не новую, а изрядно запыленную с 20-х годов идею интеграции Европы, отрубили свои колониальные хвосты, объединились в мускулистое ядро и начали развивать новый проект. Один проект на всех.
СССР и СЭВ наоборот, развалились в 1989 году на отсталые страны, но экономически сильное ядро на посткоммунистическом пространстве, необходимое для начала нового проекта, сформировано не было. На месте СССР и СЭВ образовались государства с экспортно-сырьевой экономикой.
Это понятно, что при демонтаже СССР задача стояла заместить госсобственность частной собственностью на перспективных экспортных карьерах и госмонополиях. Для этой цели, политэкономию марксизма сменила экономическая теория Чикагской школы экономики.
Демонтируя советский проект, философы не придумали идею, которая его заменит, хотя бы методом ее копипаста. Не придумали такую идею и до сих пор, так как делается только то, что оплачивается. А стоило бы этим озаботиться, ведь развал Французского Союза и интеграция Западной Европы произошли на 40 лет раньше, чем демонтаж Советского Союза, а идейное обеспечение интеграции Западной Европы было разработано еще раньше!
Не имея ни идеи, ни экономического ядра для возможного высокоэффективного проекта постсоветского устройства, подобного западно-европейскому, деградация постсоветских стран идет своим ходом и реверс этого тренда невозможен. Деградация маскируется перераспределением прибылей от сырьевого экспорта, будь то зерно, руда или углеводороды, монополизируя финансовые потоки и расширяя ряды социальных паразитов в обществе. Список социальных паразитов поразительно схож во всех сырьевых экономиках: «старые революционеры», бизнес-элиты, силовики, которые делятся на армию и спецслужбы и тп. Разорвать связь экспортно-сырьевых финансовых потоков и контролирующих их бизнес-политических (олигархических) групп демократическим путем невозможно. Представьте себе ситуацию, что победила на выборах оппозиция и правящей партии нужно отдавать контроль над потоками кому-то другому. Это невозможно, хотя напряженность в таком обществе всегда есть.

Внутренняя напряженность может сломать систему экспортно-ориентированной экономики в двух случаях: либо резкое и быстрое падение цен на сырье, либо рост издержек превысит приток валюты. Второй случай возможен при росте населения страны, либо при росте бюрократического аппарата. В обоих случаях, варианта тоже два: либо гражданская война «новых» и «старых», либо раздел территории страны.
Выходом из сырьевого тупика является только модернизация.


По другому и быть не может, все мы эту историю видели не раз. Приходится сожалеть, что нет философов, а есть только те же говорящие головы, до сих пор вещающие с экранов и ютуба про варианты марксизма.

Вернемся во Францию. Кроме мыслителей от философии, в западных проектах видна опытная и дальновидная рука мыслителей от экономики. Если в постсоветских странах новая экономика строилась на контроле за госмонополиями и предприятиями экспорта сырья и продукции низких переделов, то в западных проектах, наоборот, эти отрасли были сразу национализированы и была проведена индустриализация экономики современными технологиями, используя рычаг долгосрочного кредитования.
Очевидно, что в первом случае преследовались – цели частные и приземленные, а во втором – общие и высокие.
Высокие цели мирового лидерства – это традиционная черта проектов во Франции. Путь к этим целям не прост: индустриально в Европе всегда доминирует Германия, и достичь своих целей Франция может, только интегрируя в пан-европейские проекты Британию. Но Британию, французы интегрировали в Общий рынок только в 1975 году, когда экономика Франции крепко стояла на ногах. До этого, существовало Вето, наложенное де Голлем в 1963 году, на интеграцию Британии в европейские структуры.

Подобных высоких целей в постсоветских проектах не было и нет: тупиковость экономики, ориентированной на сырьевой экспорт и внутренние монополии очевиден был очевиден сразу и этот конец уже наступил. Об этом давно говорит экономист С. Губанов.
Тупик этот проявляется в закредитованности экспортно-сырьевых компаний, отлучению сырьевых экспортеров от государственного субсидирования, банкротствах монополистов. Все это связано с низкой добавочной стоимостью в сырьевой отрасли, по сравнению, с более высокими переделами продукции, снижением потребления и ростом издержек, не говоря о проседании рынка. На самом деле новизны в этом нет.
Однако, собственных, либо заимствованных у Западной Европы идей модернизации, не связанных с эксплуатацией и перераспределением ренты от использования природных ресурсов, у отечественных философов не наблюдается.

Обратим внимание, что Франция (не говоря про Германию) поднималась после войны из положения значительно более худшего, чем то, которое было в постсоветских государствах. Зато, во Франции были, построенное франкмасонами демократическое буржуазное общество и банковская система.
В 1954 году президент США Дуайт Эйзенхауэр (1953-1961) говорил про Францию такие слова: «Беспомощная безнадежная масса протоплазмы. Перманентный политический кризис, больной человек Европы, подобие Османской Империи».
В ноябре 1954 года, до начала войны за независимость, в Алжире было 54 тыс французских военных, а в марте 1959 года – 429 тыс. В работе с силовиками в Алжире было связано 2,5 млн французов, а всего погибло в Алжире 30 тыс французов. Более миллиона французов покинули Алжир и переехали во Францию в результате войны и отделения Алжира.
Президент Египта Абдель Насер, 26 июля 1956 года национализировал Суэцкий канал, который до того находился в собственности франко-британской фирмы. Таким образом, Насер угрожал перекрыть импорт нефти во Францию, 90% которой шло через канал и за франки, а не за доллары.
К проблеме с каналом, добавились расходы на войну в Алжире, дефицит бюджета в 1 трлн франков, рост цен на горючее и торговый дефицит.
Все это вынуждало Францию искать выход для развития экономики в открытых рынках, экономическом развитии, модернизации и инновационной энергетике. Французы искали пути для выравнивания торгового баланса за счет выпуска дешевых товаров, а не в колониальной имперской политике и экспорте сырья.
В сентябре 1956 года Франция и Германия (Молле и Аденауэр) подписали соглашение о возврате Саарской области Германии (после референдума в 1954 году). Аденауэр поддержал самостоятельную роль Европы в мировых делах против политики США и СССР (Британии), поделивших мир и отодвинувших страны Европы на задний план в мировых делах. США и СССР установили монополию на атомную энергию и страны Европы (Франция и Германия) имели желание объединиться для разрушения этой монополии. Вялая реакция США на события в Венгрии в 1956 году, как и отказ Хрущева от переговоров по объединению Германии, говорили о том, что Европа перемещалась на задворки геополитики. События Суэцкого кризиса толкали к объединению усилий Германии и Франции. Это вылилось в создании Общего рынка и Евроатома. Немцы были против вхождения заморских территорий Франции в Общий рынок.
Выгодный для Франции договор по Евроатому был подписан одновременно с соглашением по Общему Рынку 25 марта 1957 года и вступил в силу с 1 января 1958 года. В Общий рынок вошли Франция, ФРГ, Нидерланды, Италия, Бельгия и Люксембург.
Очень скоро французы сильно изменили свою страну. Послевоенные займы и гранты от США Франции составили 5 млрд долл (послевоенные долги Британии - 3.75 млрд долл США и 1.25 млрд долл Канаде). Они включали в себя поставку нового оборудования и технологий.
Уже в 1960 году Франция испытала свою атомную бомбу. В 1960-е годы ВВП Франции рос на 5.8% в год, при том, что в Германии на 4.9%, в США на 3.9%, а в Англии на 2.9%. С 1950 до 1985 год ВВП Франции вырос на 309%, Германии на 374%, а Британии на 129% . Рост ВВП Франции продолжался и позднее: в 1970-1975 гг средний рост составлял 6%.
Снижаться ВВП Франции с середины 70-х: в 1976-1979 гг - 3 %, в 1980 г – 1.4%, 1980 -1985 гг - 1.1 %,в среднем.
Напомним, что британский футн стал конвертируемым в 1947 году и был девальвирован в 1967 году.

Алжир, в результате вооруженной борьбы, получил независимость от Франции в 1962 году. Но полностью французское военное присутствие в Алжире закончилось в 1968 году. После ухода французов, в Алжир пришел СССР.

В июне 1966 года Шарль да Голль посетил СССР, а премьер Алексей Косыгин (1904-1980) посетил Лондон в декабре того же года.
В 1968 году СССР повесил себе на шею Алжир и бывшие французские колонии. Маршал Гречко посещает Алжир 15-19 июля 1968 года, а 22-24 июля 1968 г был подписан договор о сотрудничестве между Алжиром и СССР. 5 сентября 1968 подписывается договор о культурном сотрудничестве СССР с Марокко, 25 октября 1968 года- торговый протокол между СССР и Тунисом. Военное и экономическое сотрудничество между СССР и Вьетнамом началось с 3 июля 1968 года, а протокол о поставках оборудования в Сенегал был подписан еще 25 августа 1967 года.
Можно не сомневаться, что Франция получила хорошие отступные за передачу СССР своих бывших владений.
Однако, влияние СССР Алжире не было монопольным: Советский Союз не владел современными технологиями добычи нефти, которая приносила основные доходы в бюджет, и достаточными финансовыми ресурсами, поэтому, в Алжире было сильно влияние американских компаний и мусульманских шейхов. В 1970-е годы основным торговым партнером Алжира были США, а донором и идеологическим ментором – СССР.

Заметим, что в те же годы, СССР повесил себе на шею еще и бывшие британские колонии. США, в 1965 году, прекратили поставки оружия в Пакистан и Индию из-за вооруженного конфликта между ними. В этом же году, президент Пакистана, Ayub Khan посещает СССР. В результате переговоров, Москва объявляет о своей нейтральной позиции по отношению к Пакистану и Индии. И, в январе 1966 года, между Индией и Пакистаном подписывается Ташкентская декларация, при посредничестве СССР. Речь в Декларации шла о ликвидации последствий войны между Индией и Пакистаном.
В 1967 году А. Косыгин еще раз посещает Лондон, а в 1968 году - Пакистан и Индию. В июле 1968 года, СССР согласился поставлять оружие в Пакистан на тех же условиях, что уже поставлял в Индию (то есть в долг). С этого года начались масштабные поставки советского вооружения в Пакистан. Кроме СССР, Пакистан получал военную помощь из Китая, у которого с Индией был территориальный конфликт. Горячая фаза индо-китайского конфликта проходила в 1962 году.
Первый советско-индийский военный контракт был заключен в мае 1962 года. Это был контракт на поставку самолетов МиГ-21. С 1964 года, в Индию, кроме самолетов было поставлено и другое вооружение на общую сумму более 300 млн долл. Всего, за 1966-1968 гг - за два года прошедших с подписания Ташкентской конференции- СССР поставил в Индию вооружений на, более чем, 600 млн долл. Это были самолеты и вертолеты, системы ПВО, подводные лодки, боевые корабли, сухопутные вооружения и др.
В 1972 году А. Косыгин завершил гештальт по переподчинению бывших колоний, посетив Ирак – зону интересов Британии и, что важно, платежеспособного покупателя.
СССР позиционировал себя глобальной политической силой, равной США, но за это расплачивался коммерческими сделками, которые не всегда оплачивались.

В следующей статье мы вернемся к Алжиру. У Франции сложилось все хорошо, а у Алжира - все плохо. Идеологическая эквилибристика и провал построения буржуазной индустриальной экономики закончились для экспортно-сырьевого государства  гражданской войной. Гражданская война стала набирать обороты с 1992 года, спустя целых 30 лет после получения Алжиром независимости. Это говорит о том, что без модернизации общества и экономики социальный взрыв можно сильно отсрочить, но его невозможно избежать.

Между прочим, гражданская война в Алжире (1992-1999) началась после того, как на выборах 1992 года 80% голосов набрала оппозиционная партия, но президент Алжира Chandi Bendjedid (1979-1992) не-то сам, не-то под давлением военных, отменил результаты выборов, распустил законодательные органы и посадил лидеров оппозиции в тюрьму. Это нам знакомо: школы диктаторов не существует и все они действуют шаблонно.
Но исламистская оппозиция - крепкий орешек. Это не детей и женщин дубинками гонять. Оппозиция начала вооруженное восстание, которое переросло в гражданскую войну. В гражданской войне на стороне повстанцев воевало 30 тыс человек, а жертвы среди мирного населения составили более 150 тыс человек.
Subscribe

  • Российский ребус. Ч 3.

    История любит повторяться. Деятели разных эпох часто предпринимают одинаковые действия, так как эти решения являются единственно возможными. В…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Ганзейский банковский союз. Ч1.

    Ганзейский союз существовал в Северной Европе до последней четверти 19в. Он включал в себя города, расположенные вдоль транспортного коридора от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments