despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Франция после войны. Ч. 9. Индустриальная революция и "Маленький Принц".

Друзья, Деспаминатору читатели задали такой вопрос: любовь есть или ее нет?
Этот простой вопрос поставил Деспаминатора в тупик: раньше-то она была, а куда делась сейчас?

Придется провести историческое расследование. Создается впечатление, что любовь на земле затерялась где-то в промежутке, между сменившими друг друга эпохами в культуре.
Вернемся в начало ХХ века в США. Начиная с перезагрузки 1917 года, в США шла полным ходом техническая революция: проходил новый цикл укрупнения и развития индустрии. Повсюду строились новые заводы, шахты, верфи, осваивался рудно-угольный бассейн в Бирмингеме, Алабама – американский Донбасс. Крупные корпорации – GE, GM, US STEEL скупали железные дороги, шахты, мелкие заводы, вливали фонды и проводили их модернизацию и укрупнение.
В 1917-1920 годы начали свою карьеру будущие генералы американской промышленности: Alfred Sloan (1875-1966), бессменный директор GM в 1923-1956 годах, Owen D. Young (1874-1962), генеральный директор GE в 1922-1939 и 1942-1945 годах. Другие талантливые руководители развивали пионерские направления промышленности – авиастроение, коммерческое авиасообщение и авиапочту. Таким был Philip G.Johnson (1894-1944) – президент The Boeing Company в 1927-1934 и 1939-1944 годах.
В 20-е годы, регулярное авиасообщение между городами использовалось, в основном, для перевозки почты и грузов. Перевозка пассажиров на почтовых самолетах было добавочным бонусом.
Компания Боинг, кроме авиапочтового бизнеса, производила собственные самолеты. Разработка Боингом, сначала гидросамолетов серии Clipper, а затем высотных, 4-моторных самолетов Stratoliner В-307 позволила им начать в конце 30-х годов регулярные трансатлантические пассажирские рейсы.


Работа гражданского летчика была более романтичной в те годы, чем военного. У пилотов авиалиний были лучшие самолеты и значительно больше практики, чем у военных пилотов. В США даже был скандал по этому поводу: в феврале 1934 года вступил в силу федеральный закон Air Mail Act, который передавал почтовые авиаперевозки от гражданских авиакомпаний в монополию ВВС США. Но военные летчики и их старые самолеты были не готовы к полетам ночью, в плохую погоду и, тем более, зимой. В результате, много самолетов и пилотов разбилось в катастрофах и Air Mail Act был отменен Конгрессом 12 июня 1934 года. Так что, пилот гражданской авиапочты, даже в США, - это было опасное ремесло для мужчин с крепкими нервами.
В то время, как пилоты осваивали небо, корпорации США и Франции осваивали потребительские рынки для сбыта своих товаров. Форд, GM выпускали автомобили и трактора, а GЕ с 1922 года выпускала бытовые стиральные машины и холодильники.
Пришло время появиться и потребителю этих товаров. Индустрии не нужен был торчек или пьяница, а нужен был потребитель, работник завода или офиса, который в состоянии купить товары длительного пользования.
Курение и хранение опиума было запрещено в США в 1909 году, другие наркотики – в 1914 году Законом Гаррисона, а федеральный Сухой закон, как мы помним, был введен в 1920 году. Это был перебор, так что большой налог на продажу травки, с наказанием за неуплату, в виде лишения свободы, был введен только в 1937 году, после отмены Сухого закона.
Американский строитель индустрии должен был быть трезв, трудолюбив и платежеспособен.
Платежеспособный спрос городских жителей был вдвойне важен для корпораций, потому что американский фермер еще не был тем зажиточным потребителем, которым он является теперь. Промышленная революция не пришла в американское село до середины 30-х годов и фермер доил коров руками, а не доильным аппаратом и пахал землю на муле, а не на тракторе.
Корпорации приняли меры для поддержки спроса заранее. Еще до постройки современных заводов и массового производства автомобилей и тракторов, корпорации открывали собственные банки с разветвленными региональными сетями для кредитования покупателей.
В 1918 году GM завершила скупку мелких автомобилестроительных компаний и была консолидирована в мощный холдинг. В этом же году, А. Слоун стал вице-президентом и членом исполнительного комитета GM. Уже в 1919 году GM открыла банковскую холдинговую компания ALLY Financing для кредитования покупателей автотехники. А собственная АвтоСтраховая компания GM была открыта в 1939 году.
У Форд Моторз дружба с банкирами незаладилась. GM в первый раз обогнала Форд Моторз по количеству проданных автомобилей в 1927 году. Собственную кредитную компанию Форд получил только в 1989 году, купив Associates First Capital Corporation у Gilf Western. Открытая в 1959 году, после смерти в 1945 году самого Герни Форда, Ford Motors Credit Company, была аутсосинговой.
Старые кадры не справлялись с управлением растущей корпорации. Один из владельцев GM, William C. Durant (1861-1967) был отодвинут от руля в 1920 году, а в 1923 году А. Слоун стал президентом и главой исполнительного комитета корпорации.
Слоун преобразовал GM из кластера слабо управляемых предприятий в корпорацию с иерархической, но децентрализированной структурой и научным управлением. Ключевое слово в методе управления Слоуна- децентрализация.
Децентрализация сегментов корпорации, производящих разные бренды автомобилей, для Слоуна, была важнее очевидной экономической эффективности от возможной унификации.
Это нужно запомнить: децентрализация –это, как другой полюс от вертикальной интеграции в корпоративном строительстве. Заметим, что боссы GM отменили децентрализацию, после ухода Слоуна на пенсию.
Под нужды сбыта корпорации, GM структурировал и потребительский рынок. Рынок США был организован по т.н. «Системе Слоуна». Система Слоуна смотрела на человека, как на «потребляющий винтик». Для каждого класса потребителей - от рабочего на заводе, до топ-менеджера- GM производила автомобили другого бренда и ценовой группы: Chevrolet, Pontiac, Buick, Oldsmobile и Cadillac. Модельный ряд автомобилей GM ежегодно обновлялся и это было частью замысла для быстрого морального устаревания товара.
Организационные нововведения, инвестиции в постройку новых заводов и стимулирование спроса сделало GM крупнейшим в мире производителем автомобилей в 1931-2008 годах. Экспансию на европейском рынке GM начал в 1929-1931 годах, полностью выкупив компанию Опель.

Революция произошла и в культуре. Вместе со старыми кадрами, в 20-е годы, уходила и старая культура: порождение мрачных парижских курительных салонов и посттравматического военного синдрома. Новые искусства: литература, кино, радио, содержали новый «опиум для народа». Это был опиум потребительской лихорадки, активно пропагандируемый корпорациями. Новое искусство пропагандировало то, что стимулирует потребление: комфорт, туризм, свободные отношения и карнавальный образ жизни и тп.
Один из первых потребительских романов –это «Великий Гетсби» Френсиса Фицджеральда (1896-1940), изданный в 1925 году. На фоне мрачных и депрессивных послевоенных произведений, по обе стороны океана, этот роман выделяется легкостью и позитивным настроем.
Критики любят романы наркоманские, с «глубоким смыслом» или героические: ницшеанские, где герои преодолевают трудности, либо с достоевщиной, в которых герои борются с собой. Но героический эпос не призывает читателя увеличить потребление товаров. Да и героем быть не просто, а потребителем может стать каждый. Плюс, потребление - это процесс постоянный. Значит, герои из литературы эпохи потребления должны были уйти, а потребители прийти. Высокая планка потребления, отсутствие сюжета, а лучше бесконечная сага– вот тема номер один для литературы индустриальной эры. Целевая аудитория такой литературы – это, молодежь, конечно. Массовая культура- это совокупность искусств, заставляющих нас потреблять. Масскультура - это обратная сторона индустриального общества: заводам нужны потребители их продукции.
Яркие эмоции покупатель тоже не должен испытывать, так как они снижают потребление. Когда потребитель испытывает страх, он перестает брать кредиты и покупать товары длительного пользования. Еще больше, чем страх, опасна для индустриальной экономики любовь, так как человеку счастливому, из товаров, не нужно ничего.
Вот такая, выходит, парадигма: за бытовой комфорт и ровный эмоциональный фон мы расплачиваемся комплексами, индуцированными масскультурой.
Романтика приключений, также всегда эксплуатируется масскультурой. Корпорация Форд выступала спонсором кругосветных автопробегов, документальных альманахов, фильмов и издания книг на эту тему.
Примером таких книг и фильмов были путевые заметки женщины, объехавшей вокруг света на машине Форд-Т. Этой героиней была польская красавица Valerian Pieczynski под псевдонимом Aloha Baker (1906-1996). Фордом были изданы ее приключенческие книги: Call to Advanture!, 1939 и "First Woman to Drive Around the World", 1922-1927

Но это не значит, что человеку приготовлена счастливая судьба курицы-несушки: кризисы неизбежны. Падение экономики происходит всегда внезапно и глубоко, когда экономическая модель теряет свою эффективность и требуется ее плановая перезагрузка. Специально нанятые политики- популисты ведут себя лукаво: они успокаивают население до последней минуты перед обвалом, чтобы спрос не прекращался. От глубокой экономической депрессии страдают, главным образом, потребители и мелкий бизнес, а не корпорации и топ-менеджера.
Корпорация GM не стала исключением, она вполне подчиняется правилу кредитных циклов. GM была признана банкротом, национализирована в 2008-2009 годах и будет продана по частям. Это случилось через 84 года после того, как А. Слоун стал ее президентом и через 72 года после странных событий, связанных с массовыми забастовками на заводах GM в 1936-1937 годах. Те забастовки - очень похожи на попытку рейдерского захвата или биржевую атаку на корпорацию.

Одним словом, человек в индустриальном мире, из ясного сокола упоротого щегла превратился в жирного индюка. И это был не самый плохой вариант. Но и в курятнике жизнь не безоблачна. Птицеферма потребительского мира обрушилась в первый раз, когда случилась Великая Депрессия. Люди пережили большой стресс, зато человек стал свободен от потребительской нагрузки, так как у него не было работы и закончились деньги. Когда человек стал голодным, бедным и свободным, то он вспомнил обо всем: и о любви и о героях. Кто сказал, что трансформация –из жирного индюка в человека - это плохо? Почему тогда столько драматизма в воспоминаниях о Великой Депрессии и страха перед новой депрессией? Были и те, кто превратился из человека в индюка необратимо, но их совсем не жалко.

Наш ответ прост: чтобы увидеть любовь и героев вокруг себя, нужно, всего лишь, выйти из матрицы потребления.
Если нет на это сил, значит вы индюк это вам не нужно.

Годы Великой Депрессии дали взлет творчеству Антуана де Сент-Экзюпери – пилота воздушной почты и писателя. Жизнь у пилотов была опасной и короткой, поэтому их не затронула волна масскультуры. Они так себя представляли: те кто постоянно переживает яркие эмоции от полета и экстрима для выполнения своей работы, равнодушен к шоппингу смотрит на мир другими глазами.

Антуан писал о романтике, одиночестве, о том, что если нет любви, то приходит смерть. Его романтика другая, она не связана с сердечными муками. Он пишет о небе, о море, о пустыне, о космосе, всегда о чем-то очень большом, что влечет, но содержит опасность, что нельзя поделить на двоих влюбленных. Еще Антуан всегда пишет о далекой цели, чтобы достичь которую, требуется борьба. Эта борьба, опасность, презрение к смерти, служение долгу окружает героев автора и в этом они видят смысл своей жизни, то, что их объединяет и избавляет от одиночества. Одиночество и скучная обыденность возвращаются, если опасная игра поставлена на паузу. Герои и персонажи Экзюпери – это люди разных религий и цвета кожи: автор читает мысли этих людей без труда и излагает их с мужским циничным юмором.
Антуан написал три рыцарских повести о тех, чья жизнь бурлит и им не суждено умереть на склоне лет в своей постели. Его герои – благородные донкихоты, оседлавшие летающих драконов, чтобы побеждать ветряные мельницы, а героини - прекрасные дамы, им, вечно ждущим плохих вестей, тяжелее всех.
Первая книга Антуана - «Южный почтовый» 1929 (Southern Mail -1933). Эта повесть об одиночестве: без любви героиня умирает.
Вторая книга – роман «Ночной полет» (Night Flight 1932). Он был опубликован во Франции в 1931 году с предисловием писателя Андре Жида (1886-1951, Нобелевская премия 1947 г) . Эта книга сделала Экзюпери знаменитым.
Андре Жид о «Ночном полете»: Счастье человека лежит не в его свободе, а в принятии его долга.
Роман был удостоен французской литературной премии «Фемина», основанной в 1904 году журналом «Счастливая жизнь».
Третья книга, «Планета людей» (Wind, Sand and Stars 1939), была написана, когда Антуан работал на картель  восстанавливался после аварии самолета в Гватемале. Это сборник автобиографических воспоминаний о периоде с 1926 по 1937 год. Во время гражданской войны в Испании, Антуан был корреспондентом в Мадриде. «Планета людей» вышла в 1939 году и была удостоена литературной премии Le Grand Prix du Roman de l’Academia Francaise.

Это история не о физическом приключении и физическом паломничестве, а о духовном путешествии и духовном паломничестве.
Анн Морроу Линдьерг (1906-2001) пилот и писатель из США

Слишком много авторов в ХХ веке писали о слабостях людей. Наконец есть тот, кто пишет о сильных чертах человека. Для него имеет значение только та сила, которая заставляет человека превозмогать себя. Жертва закаляет тех людей, которые будут управлять миром, потому что они управляют собой. Такова суровая философия у пилотов.
Андре́ Моруа (1885-1967) – автор биографических романов и коротких рассказов.

Но это не все. Начинается самое интересное: в апреле 1943 года в Нью-Йорке была опубликована повесть A. Экзюпери «Маленький принц» (The Little prince 1943). Она переведена на 300 языков и диалектов, общий тираж книги составил более 140 млн экземпляров. О чем же эта книга?
Предыстория написания повести такая: Charles De Koninck (1906-1965), генеральный идеолог ватиканского проекта, обратился к Экзюпери, когда Антуан жил в Нью-Йорке, после оккупации Франции.
Результатом гомологации идей Ч. де Конинка для широкой публики, стала написанная в 1943 году А. де Сент-Экзюпери повесть «Маленький принц». Очевидно же, что речь в повести идет не про любовь, хотя и про любовь, тоже. Повесть «Маленький принц» мы любим за то, что она про любовь и за то, что написана эта книга добрым, милым и немного смешным рыцарем.
Но тема повести –другая. Ее тема- это принцип устройства послевоенного мира вообще и французского содружества, в частности. Аллегория в «Маленьком принце» такая: принц–это молодой монархический проект (ведь не маленький шахтер), после его перезагрузки на новых гуманистических принципах, а планеты – это великие страны, либо французские колонии. Великие страны узнать не сложно: честолюбие - это США, король- Британия, бизнесмен-это Германия. Роза – это Французский Индокитай, в котором идет партизанская война красный мак, пустынный лис фенек  – Алжир, а змея – это, вероятно, анунаки-рептилоилы конкуренты.
Добавлю, что фраза Маленького принца "мы в ответе за тех, кого приручили" в приложении к Французскому Содружеству приобретает мессианский подтекст, в отличии от чисто бизнес-слогана британских колонизаторов: "Бремя белого человека".
Ключевое слово в этом проекте – ватиканский монархический. Возможно, в проектном строительстве послевоенной Франции, была роль и для Антуана, но кончилось эта история для него плохо. Проекты непрерывно ведут между собой и внутри себя борьбу и у монархического проекта есть много серьезных конкурентов.
Экзюпери не хотели отпускать из США на войну, но Двайт Эйзенхауэр помог ему с отправкой на фронт. Антуан не воевал в Свободной Франции де Голля, а летал на разведывательном самолете войск Союзников. Он не вернулся из полета 31 июля 1944 года, вылетев с аэродрома на Корсике. Дата 31 июля, которую любят все проектники, говорит нам, что не все так просто в этой истории.
Де Голль же сыграл роль в своем масонском проекте превосходно и ушел в отставку на пике своей славы и могущества Франции. Он даже переиграл, немного. В 1966 году де Голль посетил СССР и открыл ему двери в бывшие французские колонии. Во время официального визита в Канаду 24 июля 1967 года, де Голль, выступая с балкона здания муниципалитета Монреаля, крикнул толпе: “Vive le Québec libre!”. А посетив Дублин, в июне 1969 года, Шарль призывал к независимости Северной Ирландии.
Признаком консенсуса, достигнутого между двумя проектами во Франции может служить то, что де Голль написал письмо матери де Сент-Экзюпери в 1959 году. Умер де Голль 9 ноября 1970 года - это тоже важный год для французского проекта.

        <<<<<< Предыдущая статья                             Следующая статья>>>>>>>>>
Subscribe

  • Российский ребус. Ч 3.

    История любит повторяться. Деятели разных эпох часто предпринимают одинаковые действия, так как эти решения являются единственно возможными. В…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Ганзейский банковский союз. Ч1.

    Ганзейский союз существовал в Северной Европе до последней четверти 19в. Он включал в себя города, расположенные вдоль транспортного коридора от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Российский ребус. Ч 3.

    История любит повторяться. Деятели разных эпох часто предпринимают одинаковые действия, так как эти решения являются единственно возможными. В…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Ганзейский банковский союз. Ч1.

    Ганзейский союз существовал в Северной Европе до последней четверти 19в. Он включал в себя города, расположенные вдоль транспортного коридора от…