despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Франция после войны. Ч 15. Пособие по приватизации.


Jacques Chirac et François Mitterrand se serrent la main le 18 juin 1987 au Mont Valérien, en région parisienne afp.com/PHILIPPE BOUCHON


В этой статье мы поговорим национализации и приватизации предприятий, как двух сторонах одной медали.

Оказывается, что настоящий капитализм, в современном американском его понимании частной собственности на средства производства, начался в Европе только в середине 80-х годов. Это случилось в результате приватизации промышленных предприятий Западной Европы и Британии, которые ранее находились в государственной собственности. Если смотреть с точки зрения собственности на объекты индустрии и инфраструктуры, то до середины 1980-х годов не было большой разницы между экономиками Советского блока и Запада: госсобственность преобладала там и там. Но в западных странах, в отличии от СССР, существовал мелкий частный бизнес.
Те западные компании, например металлургической отрасли, которые считались частными, на самом деле принадлежали банкам, инвестировавшим в них деньги так давно, что об этом все забыли. Позднее, такие компании были акционированы и группа топ менеджеров, зачастую, становилась мажоритарными акционерами, выкупив акции компании из полученных дивидендов. Однако, так как такие компании обязательно нуждались в банковском финансировании для ведения бизнеса и привлечении биржевого капитала, то права собственности на эти компании была номинальной, хотя и передавалась по наследству.
Неоднозначность права собственности заключалась в том, что нужна красивая картинка богатства и благополучия собственника для привлечения биржевого капитала, со стороны мелких и средних держателей акций. Индустриальные объекты принадлежали разным группам банковского капитала и они, через номинальных владельцев и нанятых ими политиков, достигали консенсуса по тем или иным вопросам жизни государства. Государство, из-за собственных долгов, зачастую, тоже не имело субьектности. Таким государством Европы правил авторитарный, либо тоталитарный руководитель, с согласия кредиторов, и правление его продолжалось 24 либо 36 лет.
Подобно Советскому Союзу, государства Европы развивались согласно планам инвестиций. В Турции, например, пятилетние планы начались с 1923 года. А средства из бюджета Германии или Франции, которые инвестировались в инфраструктуру или госпредприятия, планировались в послевоенной Европе на срок 4-5 лет. Четырехлетний план европейцы называют среднесрочным. Такой 4-летний инвестиционный план постройки инфраструктуры, например, начался в ФРГ в 1978 году, а был принят этот план в марте 1977 года.

Хотя между экономиками СССР и Западной Европы в послевоенный период не было принципиальной разницы, с точки зрения преобладания в их экономике госсектора, но экономика стран СЭВ называлась тогда Плановая Экономика, а стран Западной Европы - Рыночная. Само собой, в странах Плановой экономики был фиксированный курс обмена валют, но внутри ЕС, до введения Евро, система обмена валют была похожая - квази-фиксированная.
С этой точки зрения, реформа А. Косыгина в середине 60-х годов, по децентрализации управления, была в тренде и цели этой реформы даже были более прогрессивными, по сравнению с госуправлением в странах Запада. Управление госсектором экономики в странах Запада было малоэффективным, забюрократизированным и, зачастую, приносило убытки. Но у этих стран были гарантированные рынки сбыта продукции в виде их бывших колоний.
Дальше Косыгина в 60-е годы пошли только немцы ФРГ, которые провели публичное акционирование некоторых госпредприятий (например, акции Volkswagen были размещены на бирже при канцлере ФРГ Конраде Аденауэре (1949-1963) в 1961 году). Массовая же приватизация госпредприятий в Британии началась в 1977-1979 годах, а во Франции только с 1986 года.
Наверняка, не случайно совпадение кризисных явлений в развивающихся странах французского протектората и социалистических странах во второй половине 80-х годов, а также катастрофа на ЧАЭС, произошедшая 26 марта 1986 года, с началом приватизации во Франции. Совпадения этих событий заставляет нас предположить связь между ними: фонды-то из стран колоний должны были утекать куда-то, где они накапливались и обменивались на ценные бумаги (филькины грамоты). Фонды из развивающихся стран, до наступления в них открытой фазы кризиса, вероятно, утекали в банки Лондона и Парижа, как минимум.
Нужно заметить, что низкая эффективность госэкономики в 60-е годы не слишком заботила правительства Франции и Британии: их кормили финансовый сектор Зоны Франка и Зоны Фунта, экспорт капитала, а также экспорт товаров в бывшие колонии.

Во Франции, например, с довоенных времен продолжал существовать такой элемент нерыночный и небанковский финансовой госструктуры, как Caisses – Сберегательная касса. Это некоммерческое финансовое учреждение до 1983 года выполняло следующие функции: монопольное сбережение депозитов частных лиц, предоставление потребительских займов и кредитование местного самоуправления. Вклады в Кассу были гарантированы самой Кассой и государством.
Новый закон Minjoz law, вступивший в силу с 1 июля 1983 года, а также закон 1984 года позволил Кассе заниматься кредитным бизнесом, но ограничил его некоммерческим ( т.е. кооперативным) банкингом Только в июле 2004 года касса была реструктуризирована через ряд слияний, таким образом, что она превратилась в полноправный банк, предоставляя услуги кредитования населения, услуги ипотечного кредитования, (став основным игроком на этом рынке после слияния с Crédit Foncier) и, как инвестиционный банк: в июне 2006 года инвестиционный банк Кассы IXIS слился с таким же банком Natexix в банк NatIxix. Всем другим французским розничным банкам было разрешено принимать сберегательные депозиты только 1 января 2009 года.
Еще один совместный проект Кассы - это Государственный инвестиционный банк (Banque publique d'investissement ) учрежденный, согласно предвыборных обещаний президента Социалиста Ф. Олланда (2012-2017) 31 декабря 2012 года. Цель этого банка – генерирование ликвидности для долгосрочного кредитования промышленности и мелкого бизнеса, а также для экспортно-ориентированных проектов. Деятельность банка Banque publique d'investissement курируется напрямую ЕЦБ, так как банк этот достаточной крупный. Такой банк Социалисты планировали открыть еще с 1980 года.

О Социалистах и национализации во Франции мы уже писали ранее не раз. На 1986 год, когда началась первая программа приватизации во Франции, предприятия госсектора выпускали 21 % продукции, создавали 23 % рабочих мест в промышленности (2.1 млн человек) 28 % ВВП, 30% экспорта и 48% всего капитала (Mamou 1996). В 1993 году, перед началом второго этапа приватизации во Франции, госсектор все еще включал в себя 18% промышленного оборота и 13 % всех работающих. В начале 1990 годов, во Франции существовало 3000 госпредприятий (Brauninger 2013, 2015), а в 2003 году, госсектор страны все еще включал в себя 1447 предприятий и трудоустраивал 1.1 млн французов.
Государства уже не в силах тянуть на своем горбу прокорм бюрократии и корпоратократии, и начали избавляется от убыточных предприятий, дробя и приватизируя их. Поэтому, корпоратократия, изгнанннаяи з национальных государств, оседлала союзы государств, как ЕС и сырьевые ТНК.
В Европе первопроходцем приватизации стала Британия. Она провела первый опыт частичной приватизации сырьевой компании ВР в 1977 году. Это произошло не по своей воле, а по требованию МВФ. Частичная приватизация ВР прошла черед два года после присоединения Британии к Общему рынку в 1975 году. За удачным опытом частичной приватизации ВР, последовала масштабная программа приватизации, проведенная премьер-министром от консерваторов Маргарет Тетчер (1979-1990), начиная с 1979 года. На экономические взгляды Маргарет Тетчер повлияли представители Австрийской школы экономики (или наоборот). Эту школу мы связываем с либерализмом, его разновидностью –германским ордолиберализмом и сокращением роли государства в экономике.
К 1979 году госпредприятия приносили правительству Британии ежегодно долгов и убытков на 3 млрд фунтов, а за период после приватизации с 1989 по 1990 годы, они принесли 2 млрд фунтов прибыли.
Согласно исследованиям британского Казначейства, за десятилетие прошедшее после приватизации, снизились цены на 50 % в области телекоммуникации, на 50 % на промышленный газ (HM Treasury 1997: 13) и на 25 % меньше стала цена на бытовой газ и электроэнергию (Parker 2004: 14) Владение гражданами акциями предприятий, за годы правления М.Тэтчер, выросло с 7 % до 25 % (Simon 2013).


Британское правительство приватизировало, через предложение акций компаний на бирже, следующие объекты: British Gas, British Steel, через прямые продажи были приватизированы Rover automobiles, Royal Ordnance, British Aerospace, доприватизирована компания ВР и через продажи компании менеджменту и рабочим были приватизированы Britain’s National Freight Corporation в 1982, London’s bus services в 1994 и др. Кроме этого, были приватизированы британские порты и модифицировано профсоюзное законодательство.
В 1994 году правительство Британии разделило и приватизировало железные дороги. Компания Railtrack стала владельцем инфраструктуры и оператором ЖД перевозок, а 25 частных компаний получили франшизу в сфере пассажирских перевозок.
В результате, вертикально интегрированное госпредприятие The British Rail было разделено на части. Однако, из-за плохого состояния путей, в 2002 году железнодорожная инфраструктура была снова национализирована и место Railtrack заняла госкомпания Network Rail. Также, были позднее национализированы Eastern Railway Company и Nothern Railway Company.
Ренационализация и повторная приватизация различных путей сообщения происходила и в других странах, так что драматизма в этом нету. В 2013 году британская железная дорога была признана «наиболее улучшенной» с 1990 годов.

Приватизация нефтегазовой компании ВР не стала исключением. Всего в мире, с 1977 по 2004 год, было приватизировано 41 компания в сфере нефтегаза и в подавляющем большинстве экономические показатели компаний выросли в результате их приватизации. Из 50 крупнейших мировых нефтегазовых компаний в 2006 году только 18 были полностью государственными. (PRIVATISING NATIONAL OIL COMPANIES: ASSESSING THE IMPACT ON FIRM PERFORMANCE CHRISTIAN WOLF AND MICHAEL G. POLLITT 29 February 2008)

Во Франции приватизация – это всегда проект евроинтеграторов Голлистов, а сторонники максимальной национализации – их оппозиционеры - Социалисты.
Голлисты не собирались уходить из Елисейского дворца с окончанием срока своего проекта в 1980 году. Они планировали победить на президентских выборах 1981 года. После Шарля де Голля, в 1969 году, президентом Франции стал, его премьер министр в 1962-1968 годах, Голлист Жорж Помпиду (1969-1974), а после смерти Жоржа, в 1974-1981 годах, руководил страной уже известный нам Голлист Giscard d'Estaing.
Giscard d'Estaing был членом Голлистских партий Républicains Indépendants, (RI) в 1966-1977 годах, а затем Parti républicain, (PR) в 1977-1997 годах. Эти партии выступают за европейский федерализм и либерализм в экономике.
Премьер министром у президента Ж. Помпиду в 1971-1974 был Жак Ширак (1932-2019). Он же был премьером, в 1974-1976 годах, у президента Giscard d'Estaing
Позднее, в 1986-1988 годах, Голлист Жак Ширак был премьером у президента Социалиста Ф. Миттерана (1981-1995) и президентом Франции в 1995-2007 годах. Очень своевременно, на короткий срок 1986-1988 годов, правительство Франции было Голлистским, а не Социалистским, что позволило принять программу приватизации.
Еще раньше, с 1972 по 1974 год, Ж. Ширак служил Министром Сельского хозяйства в кабинете Ж. Помпиду а с марта по апрель 1974 года, до смерти Ж. Помпиду, Ширак занимал пост Министра внутренних дел .
В 1976 году Жак Ширак разошелся со своим партийным боссом и организовал новую Голлистскую партию Rassemblement pour la République (RPR).
С 1977 по 1995 год Жак Ширак был Мером Парижа. Офис и должность Мера Парижа была возобновлена в 1977 году после перерыва в 105 лет (TNYT 26.03.1977) Жак Ширак, на выборах Мера, победил кандидата от коммунистов, состоявшего в блоке а социалистами. Цель участия в мэрских выборах - это подготовка к президентским выборам 1981 года путем получения большинства на парламентских выборах в 1978 году. (ВВС15.12.2011: Ширак и еще 9 обвиняемых включая внука Шарля до Голля были признаны виновными в подкупе избирателей на выборах Мера Парижа, списывая на них деньги за выполнение муниципальных работ, которые не производились)
Но труды Жака Ширака оказались напрасными: Социалисты, на президентских выборах 1981 года, наконец, отобрали власть у Голлистов.
Еще в 1980 году Социалисты подготовили обширную программу национализации убыточных промышленных предприятий, бизнес-цикл которых был завершен. Целью национализации была их модернизация и доинвестирование за счет госфондов. Эта программа вступила в силу с 1981 года, после победы на президентских выборах Ф. Миттерана. В эти же годы были национализированы и крупные банки.
Всего правительство Социалистов национализировало 36 крупнейших частных банка и банковских холдинга, 3 кооперативных банка и еще три банка были национализированы частично. Рыночная доля оставшихся частных банков не превышала 3-7 % по депозитам и кредитам. Это значит, что государственный банковский сектор во Франции в начале 80-х годов занимал 93-97%. Иностранным держателям акций банков было предложено либо продать их государству, либо остаться миноритарными держателями акций. Было также расширено присутствие государства на рынке страховых компаний.
Национализация проводилась методом выкупа акций предприятий. Целью национализации банков было проведение политики модернизации, инвестирования в национализированные предприятия и инвестирования в НИОКР для повышения их конкурентноспособности продукции госпредприятий на внешних рынках. Для этих целей госбанки кредитовали предприятия под госгарантии. Начиная с 1983 года, госпредприятия привлекли немалые средства, полагаясь на государственные фонды, а также на частные инвестиции.
Юридическая возможность приватизации госпредприятий появилась во Франции только после 1986 года при правительстве Жака Ширака. Премьер Ширак в 1986 году утвердил программу приватизации, которая распространялась на 65 предприятий и 900 тыс рабочих. Эта программа превышала программу национализации социалистов в 1981-1986 годах и программу британской приватизации М. Тетчер (1979-1990).
Подать и утвердить в парламенте соответствующие законы для приватизации госсобственности, было сделать невозможно при правительстве Социалистов. Тем не мене, с 1978 по 1986 годы, указами президента было приватизировано 160 предприятий внутри страны и 66 за рубежом. Президент Социалист Франсуа Миттеран (1981-1995) не соглашался подписывать некоторые указы о приватизации, поэтому Голлистам нужен был механизм законодательной процедуры для приватизации госсобственности с утверждением программы приватизации в парламенте, в случае если президент откажется подписывать указы, ссылаясь на соображения безопасности страны и гарантий соблюдения Конституции с его стороны. Такой механизм был разработан и принял законодательную форму.
Кабинет Ширака в 1986 году провел через парламент свою неолиберальную экономическую программу и начал приватизацию, подобную приватизации в Британии. В результате, программа Ширака имела больший, чем у М. Тэтчер, размах и к марту 1991 года было продано 65 предприятий вместе с их филиалами которых насчитывалось 1454 штук, что составило 57 % госсектора. В эти годы были проданы не только недавно национализированные предприятия, но и предприятия послевоенной национализации. Кроме этого, принятие специального закона позволило продажу лидирующих национальных телеканалов.
Французская приватизация не коснулась госпредприятий монополистов и тех, которые работали в регулируемой среде, но распространилась на госпредприятия, работавшие в конкурентной среде. В том числе, приватизация коснулась предприятий банковской сферы, страхования, производителей электроники и химии.
Кроме всего прочего, запрет приватизации предприятий монополистов был прописан в Конституции Франции с 1946 года, тем не менее, этот запрет можно преодолеть конституционным путем: либо большинством в парламенте, либо референдумом. Подобным образом поступили в Португалии, где убрали конституционный запрет на приватизацию предприятий, национализированных после 1974 года.
Цена приватизируемого во Франции предприятия определялась Приватизационной оценочной комиссией, состоявшей из 7 членов, назначенных декретом правительства, из числа экономистов, финансистов и юристов. Им было запрещено покупать акции приватизируемых предприятий на срок 5 лет, после окончания их полномочий. Цена приватизации назначалась министром, но не ниже предложенной Комиссией.
Продажа предприятий проводилась через предложение акций на бирже. Комиссия также проводила консультации по цене, для создания ядра держателей акций. Инвесторы из этого ядра покупали акции по внебиржевой схеме, до выпуска пакета акций на биржу. Это было сделано, чтобы не допустить биржевой игры на понижения и захвата компании. Особенно это касалось приватизации телеканалов. Парламент мог пересмотреть решение Комиссии по оценке объекта.
Тем не менее, после возвращения к власти Социалистов, деятельность Комиссии и министра финансов подверглась критике, с точки зрения занижения стоимости, но эта критика носила спекулятивный характер. Кроме того, по крупным приватизационным сделкам во Франции, как и в Британии, покупателями предлагались дискаунты.

Механизм приватизации в Британии и Франции отличался не значительно. В Британии налагалось ограничение на держателя акций - не более 15%. Также, иногда, налагалось ограничения на иностранных держателей акций. Государство или его представитель, сохраняли право принудительного выкупа акций для контроля за предприятием. Совет директоров предприятия, таким образом, получал право экспроприации акций (с компенсацией), что давало правительству право вето относительно нежелательных владельцев акций.
Таким образом, правительство Британии сохраняло Золотую Акцию в приватизируемых предприятиях. Оно воспользовалось этой функцией при продаже акций ВР, в частности, для снижения доли Kuwait Investment office c 21,6% до 9,9%, а также, при продаже компании Роллс Ройс чтобы избавиться от нежелательных инвесторов из Западной Германии, Голландии и Дойчебанка. ВР была первой из приватизируемых нефтедобывающих госкомпаний. Начало ее приватизации было положено в 1977 году, а последние 1.9% акций были проданы государством в 1995 году с тех пор ВР пошла по рукам.

Французская приватизация тоже имела функцию Золотой Акции у правительства, но пользовалось ею редко. Вместо этого, при приватизации, министром финансов, без участия приватизационной комиссии, очень закрытым способом формировалось ядро держателей акций, которым часть акций продавалось помимо биржевого механизма. Это было сделано для создания инструмента управления компанией и сохранения его в руках совета директоров. Члены этого ядра ограничивались во власти, по выражению своих интересов, как держатели акций, сроком на 5 лет. Впоследствии, эта практика критиковалась за высокую концентрацию акций в одних руках и за преференции политическим спонсорам Ширака. Социалисты, прийдя к власти в 1988 году, отменили эту практику и применили согласование с министром получение контроля над пакетом акций в 10% и больше. В случае отказа, министр должен был объяснить причины своего вето, чтобы не противоречить юридическим нормам. Так проявился чисто французский Etatism – контроль государства над индивидом. Иностранные инвесторы не могли владеть более чем 20% пакета акций предприятия, кроме этого, правительство могло запретить любым инвесторам владеть пакетом более 10% акций на срок в 5 лет после приватизации. Для привлечения мелких инвесторов, 10 % акций было зарезервировано для выкупа трудовым коллективом. Кроме этого, партия Ширака сместила старых менеджеров –Социалистов из управления приватизируемых компаний.
Начало программы приватизации Ж. Ширака - это октябрь 1986 года. Тогда было продано 11% нефтехимического концерна Elf-Aquitaine, затем доля приватизированных акций этого предприятия выросла до 50% . Окончательно негосударственной компания стала в 1996 году, хотя были попытки Социалистов ее ренационализировать.
Elf-Aquitaine - вертикально интегрированная компания с 1965 года и дробить ее при приватизации не стали. Вертикально интегрированная компания - это значит, что в ее состав входили все бизнесы от добычи сырья до розничной продажи топлива в сетях бензоколонок. Всего бренд Elf просуществовал 36 лет: с 1967 по 2003 год, новым брендом компании стал Total.
С компанией Elf-Aquitaine связана история самого крупного после ВМВ скандала по мошенничеству на сумму 200 млн фунтов. Этот скандал случился в 1994 году и был связан с использованием средств компании на нужны политиков и частные нужды топ менеджеров.
В следующий раз менеджмент компании TOTAL привлек к себе внимание прессы 20 октября 2014 года. В этот день СЕО компании TOTAL Christophe de Margery (1951-2014) и большой друг России погиб в авиакатастрофе в аэропорту Внуково. Это случилось во время визита Christophe de Margery в Москву, после наложения американских санкций, которые останавливали проекты TOTAL в России, в частности, совместную с компанией Лукоил добычу сланцевой нефти. Следующий, 2015 год, был 72 годом существования компании Elf/Total.
ВВС писала 21.11.14, что компания TOTAL работает в странах, не смотря на наложенные на них США санкции. Так происходит в Бирме и Иране. До смерти Christophe de Margery, TOTAL планировала увеличить в 2 раза бизнес с Россией к 2020 году.
Новым СЕО компании TOTAL стал Patrick Pouyanné (р в 1963). Интересно, что он начал свою карьеру в нефтегазовом бизнесе генеральным секретарем филиала TOTAL (тогда еще ELF) в Алжире в 1997-1999 годах и связан с Голлистом François Charles Armand Fillon, служившим премьер министром при президенте Н. Саркози (2007-2012). Похоже, что Patrick Pouyanné не меньший друг России, чем был Christophe de Margery
Следующими объектами приватизации во Франции стали такие компании: производитель стройматериалов St. Gobain национализированный в 1982 году, телекоммуникационная компания Compangnie Générale d'Electricité (CGE), медиакомпания Havas, банк Société Générale, тоже национализированный Социалистами в 1982 году.
В ноябре 1987 года был приватизирован финансовый конгломерат Compagnie Financiére de Suez.
После национализации Египтом Суэцкого канала и управляющей каналом компании Compagnie Financiére de Suez, произошло судебное разбирательство между Египтом и Францией в суде Швейцарии, в Базеле. Позднее, на совете держателей акций компании, в связи с утратой контроля над концессией, было решено учредить новую компанию - резидент Франции, не имеющей ничего общего с юрисдикцией Египта. Однако, новая компания не платила налогов во Франции, так как ее инвестиционная деятельность проходила за пределами Франции.
Новая компания Compagnie Financiére de Suez начала бизнес в сфере инвестиций в поставки воды, газа, энергии, переработки отходов и тд. Новая Compagnie Financiére de Suez слилась 22 июня 2008 года с Gaz de France. Это случилось через 60 лет после того, как старая Compagnie Financiére de Suez вошла в траст с JP Morgan, начиная с 1 января 1949 года.
В январе 1988 года был приватизирован промышленный аерокосмический конгломерат Matra. Matra была основана в 1964 году, приватизирована через 24 года, а через 36 лет, в 2000 году, она слилась с EADS Airbus Group
В 1988 году Социалисты вернулись к власти и программа приватизации не была продолжена правительством Социалистов, но обратного хода программа Ширака не имела. Франсуа Миттеран, лидер Социалистов, получив большинство в парламенте в 1988 году, напротив, развернул программу национализации.
До приватизации, в вертикально структурированной экономике Франции главную роль играл всемогущий министр финансов, распределявший госфонды по госпредприятиям. После приватизации, он утратил свое могущество.
Когда программа Ж. Ширака была остановлена, было приватизировано 29 из 65 запланированных объектов на сумму 13 млрд Евро. Следующая программа приватизации во Франции была принята в 1993 году.
Продолжение следует.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal