despaminator

Categories:

Символизм А.Тарковского

Друзья, давайте разберемся с символами, которые часто применяются в кино: это нам поможет лучше понять замысел режиссера. Символы в кино — это как Вселенная Марвел, но для яйцеголовых. Иногда символы открывают неожиданный смысл послания режиссера.  Киносимволика ближе к живописи и поэтому она содержит в себе отличия от литературных символов. А киноповесть отличается от обычной повести еще и тем, что в ней используется киношная символика. Примером киноповести является «Зачарована Десна» О. Довженко, она полна символизма.

Ниже эпизоды фильма А. Тарковского «Солярис» 1972 и «Зеркало» 1975 с картиной Петера Брегеля «Охотники на Снегу» (Pieter Bruegel the Elder, Hunters in the Snow, 1565, Kunsthistorisches Museum, Vienna)  Обратим внимание, что картина хранится в музее в Вене. Поэтому выбор картины может быть не случайным и  смысл выходить за рамки искуства кино.

Эта картина также появляется в таких фильмах :

Lars von Trier’s "Melancholia" (2011), Alain Tanner’s "Dans la ville blanche" (1983), Roy Andersson’s "A Pigeon Sat on a Branch Reflecting on Existence" (2014). Какой же в ней содержится символизм? 

Ниже любопытные эпизоды с картиной Брегеля из фильмов «Солярис» и «Зеркало» 

Вот некоторые из символов, которые можно часто встретить в кино:

стоячая и текущая вода- смерть и рождение

предмет в центре окружен чем нибудь – субьективные духовные ценности, которые протогонист сохраняет не зависимо от того, в каком окружении он оказывается.

крупный план природного объекта, а не лица человека – важность природы

белая рука мертвого человека-смерть

мертвые деревья в болоте - символ войны.

солнце-победа

старая хата – прошлое, воспоминания

левитация, невесомость – чувство небывалого счастья

пейзажи – поэтичность контекста, культурная трансформация, road movie, фильм о путешествиях

фото из прошлого – связь времен

употребление алкоголя и ругань -неясные надежды и напрасные ожидания, миражи 

отдых – безделье

патриарх располагается на возвышении – на печи или на крыше погреба

волны – мысли

лев — достоинство, отвага, стойкость перед испытаниями, амбиции, честолюбие

лошади означают творчество, больные лошади- нереализованность творческих планов

дождь, фрукты - течение времени

река, океан — грех, течение жизни

молоко- очищение от грехов, но алкоголь- наоборот

поражение гениталий: если, например, кофе разлили мужчинам на пах, а женщинам на грудь - это  означает непреодолимое препятствие в реализации планов персонажа

поражение частей тела: пчела укусила за язык- наказание за неправильные слова

летящая птица - творческие планы

мертвая птица- фрустрация творческих планов

сортир, дефекация, фекалии — десакрализация чего-либо или кого-либо: если один из трех монахов сходил в туалет, значит он скурвился

сожжение, утилитарное применение — тоже десакрализация 

секс- слияние: если монах переспал с язычницей, значит церковь впитала традицию народа

сакрализация — полет над землей

важность персонажа для смысла прямо пропорциональна времени его нахождения в кадре

поднятые в стороны руки, буквой Т- готовность к самопожертвованию 

если у героя в руках что-то не работает, значит он рукожопый

если герой говорит, что предмет есть, а мы его в кадре не видим, то этот герой — врунишка

окно или дверь — путь к, переход состояний

дорога или ступени — метафора жизненного пути: вверх или вниз

портфель- нереализованные планы

гольф – элитарность

корни деревьев - традиции

пробка на дороге – универсальный аллегорический символ.

мусор-чужеродная среда. 

яйцо, семена, секси поза женщины – нереализованная мечта, разбитое яйцо-разочарование

урбанистическая среда – отсутствие гуманизма, опасность, контроль

качели, сад, костер - семейственность

молнии – озарение, неожиданное изменение 

срез воды, поверхность воды – разделение двух смыслов – здесь и там, жизнь и смерть, сознание и бессознание, сон и явь и тп.  

Но собака — это особый символ.  Этот символ пришел с древнего Ближнего Востока. В Египте и Месопотамии  была терпимость к мужской проституции и там собаками называли пассивных гомосексуальных мужчин, занимавшихся проституцией.  С этим значением символ собаки перекочевал в изобразительное искусство и в кино. 

Картину «Охотники на снегу», где есть собаки, мужчины и летящие птицы, следует понимать, что персонажи картины, пришедшие в город,  имеют творческие планы порезвиться в гей тусовке и заработать на этом. 

Кроме этого, символ собаки, либо «поза собаки, сидящей мордой вниз жопой вверх»  означает покорность, готовность к унижениям и тп. Также, собака может означать плохого, некомпетентного начальника, продажное общественное мнение и тп. 

Зная эти символы, смотреть фильмы А. Тарковского вдвойне интереснее. 

Крис-то в «Солярисе» выходит гей.  Понятно теперь, почему писатель С. Лем был очень удивлен такой нетипичной интерпретацией советскими кинематографистами его произведения. Вот таким был советский ответ «Космической Одиссее» 1968 С. Кубрика. При том условии, что Монолит у Кубрика не символизирует комплементарную часть к тому, что символизирует собака.

Довженко, «учитель» Тарковского, вообще переворачивается в гробу: всего существует три кинематографических школы: голливудская, эйзенштейна и довженковская, к которой принадлежит Тарковский. Даже страшно как-то браться за разбор символов в фильме «Иваново детство» 

Еще А. Тарковский  использовал в своих фильмах портрет Ginevra de’ Benci Леонардо да Винчи в фильме «Зеркало» и фреску Madonna del Parto художника Piero della Fancesca в фильме "Ностальгия". Какой в этом смысл мы пытаемся понять.

Пишите в каментах, какие еще киношные символы вы знаете.

<<<<Предыдущая статья Следующая статья >>>>

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.