despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Тенет : два царя Эдипа


Друзья, продолжим розговор про кино. Миф о царе Эдипе, наравне с «Гамлетом» и «Дон Кихотом», входит в число пяти хрестоматийных драматругических сюжетов.


Идея истории Эдипа - это парадигма свободы выбора и предначертанности судьбы. Вторая идея этой истории - это неосознанная тяга к саморазрушению. Эдиповская идея противоположна Ницшеанской.

Сама история царя Эдипа экранизировалась в последний раз в 1967 и 1968 годах в США и Италии. Фильм «Цар Эдип» 1967 года был снят известным итальянским режиссером Пьер Пазолини. Он был талантливым киноповествователем, близким к французским режиссерам и актерам, представителям «Новой волны» - Ж. Годару и компании. Кроме «Царя Эдипа» П. Пазолини снял несколько провокационных фильмов, критикующих буржуазный мир, таких, как «Свинарник» 1969 и др. Пьер Пазолини был трагически и жестоко убит группой неизвестных 2 ноября 1975 года в возрасте 53 лет.
Мракобесные фильмы 1960-х, которые часто снимали в те годы, появились под воздействием ЛСД на ранимую психику творческих людей. В 60-годы было популярно учение Юнга об обмене образами сознания и подсознания человека, а также практики изменения сознания для выявление образов коллективного бессознательного и тп. Такие практики для «путешествия» по миру собственного бессознательного, путем приема ЛСД, были модными и постоянно проводились в те годы, под наблюдением психотерапевтов. Многое фильмы тех лет, где мы видим переходы из одного мира в другой, через символический колодец, странным образом меблированную комнату, переходы в мир сна, мир мечты, мир воспоминаний, розовые и оранжевые цвета, встречи с дьяволом, который предстал перед героем в виде кошки или девочки и тп – все это «дань моде времени» и отсыл к действию кислоты на сознание.

Всего этого нет в «Царе Эдипе» Пазолини. История царя Эдипа считается гейским фольклером, и предсказуемо, что П. Пазолини был гей и коммунист. Но это не связано одно с другим. Зато мы видим историю Эдипа Пазолини такой, какой она и должна быть.
Самый известный символ этого фильма – нашедший младенца в пустыне Ангел, несет его привязанным за руки и ноги к палке. Как пишут критики, пустыня символизирует место без времени и географии, а связанный младенец – это символ того, что детям засирают мозги идеологией испорченного мира. Знания предлагаются герою в виде догмы, навязываются авторитарно, без их понимания, что позволило бы понять и изменить пророчество.
Пазолини показывает дерево рядом с оракулом, это значит, что догматизированные знания, без понимания, ориентированы против людей. Догмы делают из людей жертв, навязывая приказы лидера и властей. Это навязанное мнение управляет наше судьбой, которая давит нас своими колесами. (Заметим, что самого Пазолини сначала убили, а потом несколько раз переехали машиной)
Кроме этого, Эдип с младенчества, начиная с ревности со стороны отца, был погружен в мир ненависти, насилия, агрессивных чувств, психологических проблем и тд.
Идея фильма такая (цитата): система соблазняет людей на грехи и преступления (предлагая им соревноваться, бороться и быть властью, но не любить) а затем наказывает за грехи и преступления тех, кто не смог стать могущественными. Герой должен быть готовым на убийство ради системы и потерять жизнь, чтобы заслужить любовь. Тем не менее, герой имеет свободу выбора в поступках и ничего не предрешено.
Эдип пытается противостоять своей судьбе, но без объективных знаний, эта попытка обречена на провал. В поисках альтернативного пути Эдип находит только потребительские развлечения (еда и секс).  Разочарование в намерениях находит выход в агрессии, когда Эдип убивает старика, оказавшегося его отцом.
Эдип, после того, как стал царем, открывает для себя правду о прошлом и чувствует себя пойманным в ловушку, не смотря на то, что пытался ее избежать. Это передается тем символом, что Эдип не раз кусает тыльную сторону своей ладони (судьбу).
Слепой Тиресий со свирелью, представитель тоталитарной системы, оценивает поступки людей с точки зрения системы и он слеп к личным обстоятельствам людей. Неприятие - первая реакция Эдипа на правду Тиресия. Эта реакция типична для консервативных бедняков, которые склонны получить социальный статус полукриминальными или преступным путем. Обширные бедные слои населения всегда могут добровольно встать под фашистские знамена, прославляя 1 % богачей.
Популярный политик показан в фильме таким образом, что он хочет получить немедленную выгоду для народа, вместо справедливости по отношению к человеку, уничтожаемому авторитарной системой и готовому к предательству этой системы. Таким образом, Пазолини показывает ограниченность и бессмысленность «гуманизма» в политике без философской перспективы.
Стыд Иокасты из-за былого предательства, не имеющий ничего общего с инцестом, о котором она знала раньше, заставляет ее покончить жизнь самоубийством.
После самоубийства матери, Эдип ослепляет себя не из-за инцеста, а из-за того, что он узнал о предательстве матери, которая пошла на поводу у психически неуравновешенного мужа, вместо того, чтобы урезонить его.
В самом конце фильма, слепой Эдип играющий на свирели, появляется в современной зажиточной Италии, где он становится подобным Тиресию, которого он сам отказывался слушать. Эдип видит обычных людей, которые предпочитают привлекательную ложь, идеологическую пропаганду и коммерческую рекламу. Правда никому не интересна: люди заняты потреблением вещей, услуг, утешительных предрассудков и тп. Поиск правды никому не интересен, на фоне массового обнищания. Конец фильма.
Не забудем, что фильм снимался в 1967 году, когда нерв общества, требующий справедливости, еще не был претуплен и еще не была забыта массовая фашистская история в Италии. Идеи, поднятые в фильме, еще более актуальны в наше время. Однако, избыток левых мыслей в творчестве Пазолини, похоже, вызван не кислотой ЛСД, а сходным ядом: учением Маркса.

С тех пор было немало адаптированных версий мифа про царя Эдипа. Фильм «Довод» («Tenet») 2020 Кристофера Нолана – современная адаптация этого сюжета. Сходство «Тенета» и царя Эдипа озвучили кинокритик Alicia Barrena 31 декабря 2020 года и Despaminator, но не русскоязычные критики из Ютуба.
Всего перечисленного выше вы не найдете в Эдипе Нолана, кроме, пожалуй, засирания мозгов. Впрочем, нас это не удивляет.
Алисия пишет, что главный герой действует согласно пророчеству – будущее «я» героя действует, как пророчество, определяющее повествование «Царя Эдипа». Однако, в отличие от Эдипа, главный герой с самого начала не осознает этого «пророчества» и поэтому вес детерминизма в «Тенете» полностью нейтрализуется. Повествование «Тенета» представляет собой тавтологию, которая нам ничего не дает. Кто-то может спросить, а разве это не то же самое, что происходит с царем Эдипом?
Ключевое различие состоит в том, что в повествовании Софокла, уроборос (обратная связь, змей кусающий себя за хвост) – это представление самодействующего настоящего, которое материализует свои пророческие (детерминированные) обстоятельства вокруг себя, что отражается в противоречии, присутствующем в инцесте.
А уроборос «Тенета» представляет собой цикл изменения энтропии к беспорядку и обратно: порядок вещей, при этом, не изменяется. «Тенет» подобен Пожирателью в «Гарри Поттере и Ордене Феникса», чья голова застряла в стеклянной банке внутри Комнаты времени, которая заставляет его стареть, разлагаться и снова рождаться….Главный герой «Тенета», с таким же успехом, может быть винтиком от машины… Ответ К. Нолана на многие вопросы таков: мы не знаем, просто смирись. К. Нолан создает кинематографический уроборос, который в своем решительном (ошибочно) фокусе на материи, мало исследует то, как его предпосылка влияет на персонажей. Фильм представляет только техническую красоту сьемок и монтажа.
Иными словами, в фильме "Тенет"  герой не имеет права выбора и все предрешено.

Я добавлю, что кроме сходства Эдипа с главным героем «Тенета», есть еще вторая сюжетная аналогия. В индустриальном мире аллегорией ребенка (Эдипа) может выступать продукт деятельности человека: произведение искусства или инженерной мысли - техническое устройство, идея, технология, новое смертоносное оружие, опасный вирус и тп. Этот предмет, «дитя» проживая собственную жизнь, избегает смерти от рук испугавшихся за свое будущее «родителей» и убивает тех, кто его породил. Технологический Эдип лишен собственной воли и является инструментом в руках темных или светлых сил. Фильмов на эту тему тоже немало.
Есть этот элемент и в фильме Нолана. В «Тенете», женщина, которая в будущем изобрела энтропийную шнягу, испугалась и предприняла попытку ее уничтожить, чтобы предотвратить «пророчество» об уничтожении всего мира. После этого, «мать» совершила самоубийство, чтобы унести с собой технологический секрет. Однако, нашлись те, кому эта шняга нужна, как инструмент достижения собственных целей. Между этими силами происходит эпическая схватка в современном нам времени.
В результате цепи событий, шняга временно дезактивирована, что может отсрочить пророчество, но не отменить его. Сатор, стало быть, одновременно является Ангелом, нашедшим дитя и Эдипом, который будет пытаться запустить пророчество по поручению финансирующей его внешней силы.
Смыслового контента в фильме действительно мало и он носит клиповый характер, зато много безусловных действий героев, подчиняющихся внешней силе. Стержневой сюжет трагедии раскрыт кусками, характеры героев прямолинейны, непротиворечивы. Жаль еще, что не раскрыта тема с картиной: мы бы поразмыслили над этой головоломкой
Мозаичность повествования «Тенета» позволяет дофантазировать возможные повороты сюжета в стиле Голливуда, для возможного сиквела. У нас вызывает улыбку замена провидения волей Большого Брата.  Светленький Нейл окажется сыном Кэт и, по приказу из «конторы», убьет ее, равно, как еще раз убьет отца Сатора, а темпенький протогонист окажется сводным братом Кэт, поэтому Нейл убьет и его тоже. После этого, Нейл наденет очки Элвиса и уедет в будущее спасать изобретательницу или станет супергероем, пронизывающим время.

В отличии от «Царя Эдипа» Пазолини, авторы «Тенета» избавляют своих героев от сомнений, рассуждений и глубоких мыслей, зато предлагают им следовать четким инструкциям системы. Таковы правила нашего времени.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments