despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Постмодерн в жизни и кино

Друзья, познать наш мир одним логическим полушарием мозга не получится, поэтому еще немного прокачаем его другую, образную половину.

Кинематограф – это место где пересекаются три силы современного мира - деньги, политическая власть и медиа. Из всех трех сил, единственная видимая – это медиа. Однако, настораживает избыток в ней контента при отсутствии смысла. Это значит, что коммуникация между электоратом и элитами остановилась и они ничего не хотят нам сказать. Совсем ничего. Так бывает, когда коровку везут на мясокомбинат. Это еще раз заставляет задуматься о возможном апокалипсисе 2025 года. Но не будет о грусном.
Больше других, мир в котором мы живем, понимают философы и деятели искусств, которые читают труды этих философов, а не  полагаются, в своем творчестве, лишь на свое подсознание, освобожденное стимуляторами. Нам нужно разобраться кое в чем. На самом деле, это киношники нам должны доплачивать за просмотр, если судить по ущербу от засирания мозгов, после просмотра новых фильмов.  Колоссальные бюджеты осваиваются киношниками на создание воображаемой модели реальности, при том, что за этими моделями стоит смысловая пустота. В лучшем случае, это может быть дохристианская, языческая драматургия, например, древнегреческая. Да и та показана, зачастую,  мозаично.
Тем не менее, мыслители и деятели культуры всегда связаны в невидимую для зрителя сеть. Например, режиссер «Новой волны» Ж. Годар использовал театральные приемы Б. Брехта: типа «эффект присутствия» для зрителя.
О. Довженко писал, что кино без труда может передавать эмоции, но нести мысль - это не простая задача для кино.  Наша жизнь, писал он – это беспрерывный процесс противостояния идей, желаний, мыслей индивидов и масс людей.
Так, вероятно, было при модерне. Сейчас все по-другому.
Мы уже писали философской подоплеке книги «Маленький принц», и ее связи с канадской школой мысли. С тех пор, окружающий нас мир сильно усложнился для понимания, но упростился по существу.
Так случилось, что когда развитие технологий массового производства создало общество потребления, то развитие средств коммуникации привело к смене модерна постмодерном. В этот момент, изменилось все и вдруг, так как объекты были заменены их несуществующими, нефункциональными и воображаемыми моделями - симулякрами.
Так оскароносные фильмы превратились из картин с глубоким гуманитарным смыслом  в  «разносчиков актуальных симулякров». Досаднее всего, что банки превратились в «учреждения, куда приносят деньги».  Зато, жить стало веселее, так как мир наполнился сарказмом, иронией, множеством альтернативных версий реальности и т.д.   Посмодерн – это очередное и уже не новое изобретение западных буржуев, которые не могут успокоиться и остановиться на фиксированной модели мира: устраивающей «всех» деспотии.
Особенно веселит наблюдателей встреча мира модерна и постмодерна. Такое бывает, когда постсоветские олигархи, живущие в колониальном и тоталитарном  модерне, перегоняют огромные суммы денег в симулякр банка,  «учреждения, куда относят деньги»,  из мира постмодерна и утешают себя тем, что они получат эти деньги назад, с процентами.  Лол.  Вот таким смешным образом, реализуется в жизни путешествие между двумя параллельными мирами: сном и сном во все, если хотите.  Это так же смешно, как если бы американские индейцы каким-то образом попали в Испанию времен Колумба и положили бы в банк под проценты стеклянные бусы.
Ниже я приведу ряд сокращенных цитат из учебника (1997) по кинематографии канадского ученого и преподавателя из Британской Колумбии– Аристидеса Газетиса (род в 1930) . Упрощенных по той причине, что мы практики, но пусть философы ломают головы, чтобы  понять их полностью.
Да, эти мысли  напоминают набор слов. Тем не менее, если поразмыслить, они довольно точно описывают современный мир, хотя требуется воображение, чтобы понять его на абстрактном уровне.  Отдельная  цитата не дает общего понимания, зато все они, каждая со своей стороны, отчасти, проливают свет на то, куда мы попали. Приведенные ниже слова  мы запомним, и будем перечитывать их каждый раз, когда попадем в тупик абсолютного непонимания действительности.

Постмодернизм это набор нарративов (повествований), историй и произведений,  которые создают культурные мифы о продолжении технологического развития нашего мира.
Современные мифы, объясняют нам  влияние «научного прогресса» на нас и на других окружающих.
Это значит, что технического прогресса нет, как нет и развития нашего общества,  но есть его имитация.
Нарративы,  «реальность» и «опыт»  претерпевают визуальные изменения. В качестве дискурса (рассуждения, довода), нарративы демонстрируют скрытую конструкцию социальной и политической системы власти. Эти мифы (нарративы) стали невидимой доминирующей силой позднего капитализма, силой  контролирующей привилегированный интерес присвоения  для недопущения конкуренции
( Антонио Грамши, итальянский теоретик марксизма, умер в 1937 году)
Некоторые нарративы Постмодерна пытаются противоречить существующим  мифам власти в культуре. Другие - борются за равное представительство и распределение внутри этого нового культурного феномена. Таким образом то, что принято называть «Постмодернистское состояние» - это то, что отражает  капиталистическое общество  ориентированное на потребление, характеризуемое двумя особенностями:
-трансформация реальности в образы и их трансляция через сеть  коммуникационных средств массовой информации - ТВ, компьютер и
-одновременно время разбивается на серию бесконечных эпизодов
(Fredric Jameson 1988 род в 1934, американский литературный критик, критик Постмодернизма и теоретик марксизма)
Многие западные исследователи культуры  согласны с таким определением Постмодернизма, как разрыв в культурной традиции, отрыв от дискурса модерна, обозначая появление нового дискурса, который выходит за пределы модерна и удаляется от него.   Подобное было в ХІХ веке, когда Модерн отделился от Викторианского Романтизма, который, по иронии, его и вдохновил.
Постмодернизм появился в момент завершения «мандата» модернизма, который наступил с концом «механической эры» и началом «информанионной эры» основанной на электронных технологиях. Эти технологии и развитие телекоммуникаций и привели Западное общество в состояние Постмодерна.
Постмодернистский дискурс появился после ВМВ, когда «темная сторона» науки привела к созданию атомного оружия. Модернистский дискурс был разрушен, и материализм возобладал  после применением атомного оружия и продолжившейся  борьбе за мировое господство. Постмодерн – это дитя модерна, оно родилось в конце 60-х годов, когда телевидение и другие медиа принесли в дома людей абсурдность войны во Вьетнаме и  трагедию применения современных военных технологий  и оружия в конфликте на другом конце света. Реакция общества на эту империалистическую войну вылилась в студенческие беспорядки в 1968 году, в США и Франции. Молодежь подвергла критике политические и образовательные  институты за то, что они использовали науку для разработки и применения столь высокотехнологичного и разрушительного оружия. 
Западная философская мысль и теории  диалектики и Гегеля, Канта и Маркса были демонтированы. Перестали быть актуальными  тоталитарные теории, базирующиеся на борьбе  классов, расс и полов. В дальнейшем, велся дискурс, относительно контроля над медиа и  наблюдался рост поп-культуры. Изменения в корпоративной структуре и маркетинговой политике привели к появлению транснациональных корпораций, базирующихся на  новых технологиях коммуникации.
Постмодернизм отражает происходящие изменения в обществе с различных критических точек зрения. Доминирующая точка зрения была «антиосновательная» это значит «оппозиция стандартам при наследовании образа мысли во всех областях знания и оценках» 
Другое определение Постмодернизма такое (Hugh Silvermsn 1990): Постмодернизм не открывает новых полей в художественной, философской, культурной или даже институциональной деятельности. Его главное значение в демаргинализации, децентрализации,  снятии ограничений, фрагментированию, отмене,  массовом распространении произведений модернизма. В еще большей степени, Постмодернизм предлагает переформатирование текстов и традиции модернизма, где имелись ограничения.
Кроме этого, Постмодернизм избавляет женщину от состояния угнетения в традиционного бинарного противопоставления в оппозиции мужчина/женщина.
Еще одно определение.  Постмодерн – это когда стиль (архитектура) произведений отошел от традиции модерна, где новые технологии индустрии соседствовали со старой традицией общества и, таким образом, представляли собой «двойное кодирование».
В результате, произведения Постмодерна, при сохранении элементов модерна, выглядят открыто, отчужденно, иронично, как пародия, эклектика и тп.

Третье определение Постмодерна говорит о том, что он ставит под сомнение существование чувства перспективы реализма (позднего модерна) и, таким образом, сообщая нам о присутствии избыточной идеологии в каждом представлении.
Транскультурность  и трансисторичность отображения событий в постмодернизме избавляет авторов и зрителей  от скрытой связи с местер-нарративами, использования отсылок к модерируемым властью источникам информации. В отображении истории и политики часто применяется стилизация и пародия. Пародия в литературе и искусстве - это разновидность имитации  оригинального объекта, придуманная для критического его изображения, путем иронической инверсии. А стилизация это присвоение или заимствование мотивов, изображений, фраз у других авторов, в более или менее сохраненном виде.
Пародийный дискурс позволяет  критично сформировать субъективный взгляд и гуманистическую позицию. Критический анализ и собственный опыт позволяют  реализовать неоднозначную, многослойную субъективную позицию и сложные культурные конструкты. К новым смыслам дискурса в Постмодернизме относятся «здравый смысл», «самоочевидность», которые являются проявлением неназванной силы. Полученные, путем описанных выше инструментов, новые идентичности являются протестом, относительно  доминирующей силы общества и среды  доминирующей культуры модерна.
Таким образом, фраза «культура постмодернизма» означает социальное и  культурное разнообразие поздне-капиталистического мира и воображаемое разнообразие реалий, в которых может происходить действие фильма.

Появление Постмодернизма было вызвано потребностю в новом образе мыслей, в результате разочарования человека в политическом контроле, экономической прибыли и развитии техники. Соблазненные потреблением и самовоспроизводством людей, мы забыли о природе Человека.  Медитативный и поэтический образ мышления должен вернуть людям эту мысль. Кино, подобно виду визуальной письменности, этнографии, не похоже ни на науку, ни на искусство. Подобно «потоку сознания» Джойса («Улисс»1922), сознание зрителя движется сквозь пространство и время, где воображение реконструирует и переписывает нарратив личности и принимает сверхъестествнность жизни.

В дискурсе о роли телевидения в жизни общества, (Peter Dahlren 1995) объяснил роль воображения.
Воображение  занимает место между реальностью и не существующим. Воображение носит перспективный, контекстный характер и информирует о социальной практике и дискурсе. В сознании людей, таким образом, окружающий мир представлен в виде моделей, симулякров, которые позволяют иллюзиям отображать, определять и даже заменять реальность. Это позволяет симулякрам манипулировать и трансформировать реальность. Нас окружают модели, которые отображают «реальные» вещи, но они не по настоящему реальные вещи.
В результате действия симулякров, современным людям сложно понять, что наша жизнь и ее реалии постоянно изменяются, как мудро заметил Гераклит, греческий философ досократовского периода.

Кино это способ размышлений о себе в воображаемом мире, может ли оно существовать без   мифов и моделей реальности? Отсутствие мифа означает отсутствие реальности.  Это тема философа Jean Baudrillard (род 1929). Первыми значительными работами Ж. Бодрийяра в области социологии стали «Система вещей» (1968) и «Общество потребления» (1970). Идеи Маркса и Ницще привели к повороту от религии к науке и позволили достичь современного уровня технологий и потребления, но человек вдруг обнаружил, что ему не на кого положиться, в отсутствии бога, так как определенные формы знаний несут в себе угрозу для людей.

Таким образом, культура постмодернизма имеет отношение к тому, что  развитие науки, технических  знаний, новых технологий изменили наше восприятие себя и нашу «реальность». Мы живем в сложно мире, где присутствует конфронтация нас самих с собой. Мы не можем отрицать наше историческое наследие и  забыть о технократических и социальных реалиях современности. Не существует мастер-плана или идеологии, согласно которой строить будущее. Наша реальность создана технологией, которая меняет наше время, память и самоидентификацию.  Следовательно, настоящая реальность постоянно заменяется «реальной» или «гиперреальной» картиной в нашем воображении. Это двойное кодирование предмета происходит одновременно: с точки зрения исторического и идеологического  процессов.
Дискурс, который идет постоянно внутри  постмодернистской культуры, следующий:  поиск состоящей из двух частей интегрированной самоидентичности  в тех  условиях, что, с одной стороны, мифология, отражающая состояние бытия, постоянно меняется и, с другой стороны,  персоналия сама не стабильна и распределена.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal