despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Category:

Ж. Делез и Ф. Гваттари: капитализм и желание



Капитализм.
Книга французских философов Жиля Делеза (1925-1995) и Феликса Гваттари (1930-1992) «Анти-Эдип: капитализм и шизофрения» вышедшая в 1972 году, произвела эффект взорвавшейся бомбы. Их идеи привлекли к себе внимание критикой ортодоксального марксизма и лаканизма. Это было бурное время, после революции 1968 года, когда в обществе Франции была активная дискуссия, энтузиазм по отношению к социальным преобразованиям и пересмотру старых идей. Сейчас, одни идеи Делеза и Гваттари считаются развитием учения Лакана, другие их идеи потеряли свою актуальность, либо слишком радикальны для консервативных академических кругов. Нас привлекает в Делезе и Гватари их зоркий глаз и четкость, остроумие формулировок, описывающих социальные феномены.
В контексте механизма навязывания желаний субъекту, со стороны капиталистического общества спектакля и потребления, эта парочка сформулировала весьма любопытную гипотезу относительно работы «механизмов», «машин» современного общества.
Знакомясь с мыслями философов конца ХХ В, мы узнаем в новых персонажах голливудских фильмов то, что они метафорически обозначают те или иные конструкты психоаналитиков разных школ. Излишне напоминать, что конструкты, обозначаемые персонажами фильмов, не реальны - они живут в нашей голове, либо поблизости за ее пределами. Ошибкой было бы рассматривать сюжет таких фильмов в традициях постсоветского пропагандистского кино, когда события вращаются вокруг героя, как в фильме «Чапаев». Фильмы с метафорическими заморочками из области психоанализа, как правило, передают какую-то мысль, миф, желание, помимо действий главного героя. Собственно, природе желания у субъекта уделено много времени философами, так как потребительское желание субъекта - это ключевое звено экономики потребления и чем его больше, тем лучше. Различные теории природы желания сложными словами объясняют простую историю ослика и морковки.
Однако, нам, не философам, абстрантные понятия не важно понимать, для разминки мозга достаточно о них говорить.
Делез и Гваттари не обошли своим вниманием и капиталистическую систему, дав ей едкую и циничную характеристику. С нее и начнем.

В условиях частной собственности, каждый человек спекулирует созданием спроса для другого, заставляя его делать новую жертву, ставя его в новую зависимость и соблазняя его новым видом удовлетворения спроса, который ему не по карману и, как следствие, приводя его к экономическому краху. Человек становится все беднее, потребность в деньгах становится все больше и эта потребность в деньгах, соответственно, становится основным спросом, производимым экономической системой и это единственный настоящий продукт, который она производит. Количество денег (которых всегда не хватает субъекту на реализацию его желаний, но нет недостатка денег у «капиталистической машины») становится, в значительной степени, единственным эффективным атрибутом капиталистической систесы.

… Капитализм определяется жестокостью, не имеющей примеров в примитивных жестоких архаичных обществах, и террором, не имеющим примеров в деспотичных режимах прошлого. Производство и воспроизводство капиталистического желания есть ключевым звеном в капиталистической системе.
Кроме товара, торговля которым является средством накопления капитала, целью капитализма, таким же товаром становится желание потребления, которое, подобно другим товарам производится, учитывается, соотносится с другими товарами и имеет свою цену. Спрос является мотивом для производства и производство потребительского спроса это одна из функций системы: цена спроса на Айфон больше цены самого Айфона и это создает рыночную цену на Айфон. Мое желание купить Айфон заставляет меня потратить деньги, а его цена определяется коллективным желанием, которое происходит не из необходимости в Айфоне, а в желании его приобрести. В то же время, желание капиталиста увеличить свой капитал выражается путями, которые ведут к захвату и удержанию желания других людей владеть продаваемым им товаром. Желание создает другое желание, которое, в конечном итоге, является желанием владеть капиталом, а он, если накоплен в достаточной степени, то обещает избежать конкуренции на рынке, но, в результате, эта гонка за накопление капитала становится бесконечной.
Превращение в товар, комодизация, затронула все аспекты жизни субъекта, его психологические и физиологические потребности, стало источником наслаждений. Желания субъекта стали частью суперструктуры, идеологизировались, через их связь с экономической инфраструктурой. Капитал колонизировал субъекта и его желания, группы индивидуумов, а также центры социальной власти, управление государством. Государство подчинено структуре, созданной капитализмом. Государство больше не субъектно, оно является инструментом реализации и репродукции капиталистической социальной структуры. Например, в США создан специальный класс сезонных рабочих на корпорациях, для чего потребовалось модифицировать законодательства штатов, иммиграционные, налоговые и другие законы. Эта система, позволяющая проводить менеджмент сезонными рабочими, выполняющими работы для корпораций, которые приобрели качества глобальных надгосударственных и квазигосударственных структур называется NAFTA .
Капитал это то, что делает людей активными и свободными. Люди и вещи, сами по себе, не хорошие и не плохие, они обычные: капитал определяет их эстетику, то красивые они или уродливые. Деньги, капитал в руках потребителя, это универсальное добро, поэтому они двигатель всего. «Социальные машины» отвечают за кодировку «потока желаний» и, в конечном итоге, организацию производства других производств. «Социальная машина» кодирует, создает условия и правила, организует распределение товаров, желания, престижа, а это создает подобие другого «себя», индивида в данном социуме. Эти коды, посылаемые «машиной» сродни традиции в обычном обществе, как рукопожатия, поцелуи и тп., они определяют типологию субъектов их распределение, окружающую среду в данное время и в данном месте, связь с традицией, историей, социальную идентификацию субъектов и тд.
Капитализм ломает другие общественные структуры в государствах, например, феодализм, построенный на принципах кровно-сословного единства, и перестраивает государства по своим правилам. Капитализм это единственная социальная машина, которая создана на декодировании потока, который связан с абстрактной величиной в виде денег. Капитализм, тем не менее, освобождает желание, создавая стремление к нему, в рамках своих социальных условий и, при этом, ограничивая возможности достижения предельной величины желания.
С идеологической точки зрения, либеральная позиция о том, что капитализм - это естественное проявление стремления человека к конкурентному поведению и, что, продавая свой труд на рынке, человек приобретает свободу, является ошибочным, так как человек, продающий свой труд за зарплату, становится наемным рабом и не имеет доступа к капиталу (добавим: в той же степени, как капиталист становится рабом у глобального "Финкапа").
Делез отрицает концепцию наличия идеологии (классовой борьбы и др) в капитализме: в нем нет идеологии, есть только организация власти. Мы должны понять, что, раз наши желания колонизованы, то наше желание потребления, желание продавать свой труд, желание стимулировать желание у других – это фикция, вера в то, какими могут быть наши желания, через правильное понимание отношения к данному социуму. В этом смысле, идеология и желания являются только индикатором суперструктуры: отношения к экономическому базису (инфраструктуре).
Капиталистический социум (машина) не производит, собственно, обычное желание, либо ложное (невозможное) желание, он производит «субъекта с желанием», подобно тому, как другая социальная машина производит субъекты. Отличие заключается в том, что капитализм производит субъекта с желанием, все бытие которого, как и социальная структура, в которую он погружен, нацелена на капитал, подобно тому, как переориентированы на капитал другие социальные структуры общества и поставлены на службу капитала.
Делез показал, что капитал, не связан с суперструктурой, как писал Маркс, но существует, как часть материально базы, инфраструктуры. Согласно Марксу, капитал есть продукт получаемый капиталистом в результате накопления добавочной стоимости от (монопольной) торговли или производства товаров. У Делеза – капитал-это неограниченный ресурс, продукт работы капиталистической машины, который создает самовоспроизводящуюся капиталистическую инфраструктуру.

Повторим вывод Делеза еще раз: желание субъекта является продуктом, как капиталистическое желание, в капиталистическом обществе, и, таким образом, служит основой и точкой репродукции капиталистической власти.

Добавим, что планка желаний непрерывно понижается: начиная от показа сисечек в кино до отмены запрета на легкие наркотики.

Желание.

Делез (и Гваттари) доработал и лакановское понятие «желания».

По их мнению, природа желания, состоит из двух полюсов. «Первый полюс это то, что желание, хотя и происходит из внешних, по отношению к субъекту, символов, но является результатом работы «машины желания» (“objet petit a”), которая находится вне субъекта и работа этой машины не связана с недостатком, чего либо, или с фантазией самого субъекта. Второй полюс - это то, что желание имеет отношение к «большому Другому» (себя), как к символу, который определяет нехватку (отсутствие, потребность).»

Мнение же Лакана заключается в том, что субъект всегда пронизан потребностями и желаниями, которые невозможно удовлетворить. Он, в попытке реализовать желание, проходит через «зеркальную стадию» (Воображаемое) затем через стадию Эдипа (Символическое) и, наконец, достигает стадии Реального (реальность существует только в обрамлении из воображаемого), стадию приближения, но не достижения желания.
В культуре, все эти стадии имеют фрагментированную форму (речи, действий окружающих людей, исторического контента и тп) и окружают субъект с детства. Таким образом, сформированное (навязанное) бессознательное (желание) субъекта, которое осознается субъектом в «нехватке», располагается вне субъекта, в (символическом) Другом/себе и направлено на получение признания невозможности его достигнуть. Причем, бессознательное, избыточное, недостижимое желание фрагментировано и представлено разрозненными знаками, не имеющими определенного значения.

Желание субъекта - это желание Другого (себя), которой, символизирует причину желания, но не то, как его достичь.

То, что движет Воображаемым и Символическим находится в Реальном и оно (“objet petit a” ) сопротивляется его достижению.
Таким образом, причина желания у Делеза и Лакана имеют встречные векторы приложения. Делез утверждал, что все, что связано с реальным, представлено «машинами» и отвязав “objet petit a” от подчинения «нехватке», он трансформировал его в бесконечный источник энергии, которую Делез назвал «hylè». Поток этой энергии производится «машиной» которая производит интервалы и остановки в этом потоке.
Делез и Гвуттари представили все понятия окружающего мира в виде работы связанных машин, состоящих из других машин, через которые желание производит реальность. Воображаемое и Символическое теперь стало не измерениями, скрывающими желание, но вторичными его выразителями.
Представление процесса связанного с желаниями субъекта машинами, позволило Делезу стереть грань между либидуальной и политической экономиями путем представления их связанными машинами разной сложности и выполняющими обратную связь по приданию определенной формы потоку желаний. Причем, желание возникает, когда машины желаний находятся в сломанном состоянии, т.е. когда «поток» остановлен, это происходит между теми моментами, когда машины работают. Момент производства желаний, по Делезу, находится между детериорацией и ретерриорацией (вкл/выкл) в работе машин.

Модель бесконечного процесса трансформации системы, состоящую из постоянной сборки-разборки машин (и производящих желания), Делез сравнил с шизофренией и изменил подход к фрейдистскому психоанализу.

Суть психоанализа Фрейда заключается в работе с пациентом таким образом, чтобы он научился управлять механизмами формирования своего (нездорового) желания внутри себя (как субъекта) и освободился от наложенных обществом ограничений и давления.
Делез рассматривал шизофрению, как силу, которая пробивается через ограничения и жесткую кодификацию, наложенные обществом и противостоит ее заключению в единственную идентичность. Он считал психоанализ (Фрейда) не средством помощи пациенту, а репрессивным механизмом общества, преобразующий «нехватку» в желание (которое должно формироваться машинами общества) и, таким образом, ограничивает желание, привязывая к одному объекту. Метод, с каким это делает психоанализ Фрейда –это формирование комплекса Эдипа. Делез исторически представил психоанализ работой «социальных машин»: «варварской машиной», «капиталистической машиной» «деспотической машиной» и тд, которые кодифицируют желание и распределяют власть среди представителей популяции, организуют иерархию общества и подчинение трансцендентному символу. Таким образом, патриархальное доминирование дублируется на каждом уровне социальной организации «Капиталистическая машина», в отличии от других, построена на режиме декодирования, где материальные потоки производства и потребления постоянно трансформируются. Декодирование власти капитала высвобождает ту энергию, которая может освободить креативность шизофренического процесса. Другая сторона декодирования капитала - это сила поддержания целей стратификации общества и консолидации власти. Освобождение этой энергии, тем не менее, функционирует, как режим подавления, позволяющий людям у власти эффективно трансформировать труд в добавочную стоимость.

Механизм, с помощью которого капитализм отчаянно избегает растворения (среди членов общества) разницы во власти, которая поддерживает социальную иерархию – это укрепление (и воспроизводство) патриархальной семьи. Патриархальная семья это производительная ячейка капиталистического социума, примером такой семьи являются Форды. Своей ориентацией на деятельность по «сборке системы власти» патриархальная капиталистическая семья отличается от семьи паразитирующей на вертикали общества модерна, чье действие направлено на «разборку системы власти». Негативным феноменом позднего капитализма является замена первой семьи на вторую. Заметим, что советская и постсоветская пропаганда имеет противоположный вектор, против патриархальной семьи: Павлик Морозов.
Власть капитализма, оказывающая давление на семью и Эдипов комплекс, применяемый в психоанализе (вместо того, чтобы направить желание индивида наружу семьи, навязываемый психотерапией Эдипов комплекс не позволяет выйти желаниям индивида за пределы семьи), приводит к тому, что символом тоталитарной деспотии становится отец. В результате, (Символический) Эдип сам становится агеном кастрации желания, что не приводит к излечению больного, а к эффекту кастрации его желания, как результату психотерапии.

Поэтому, согласно инструментов психоанализа (и в Голливуде), дети всегда хотят убить своих родителей, убивающих их мечту.


Делез считал, что тем же путем шла мысль Лакана, который поместил Эдипа в символическую структуру (второй элемент формирования желания), вокруг отсутствующего фаллического символа, что производит элемент кастрации желания силами самой эдиповой структуры (капитализма).
Это, на мой взгляд, можно проиллюстрировать примерами из жизни: отсутствующий фаллический символ в символической структуре находит свое восполнение в погоне за модой или в тяге к оружию, от Кольта 38 калибра до А-бомбы, которая (теперь понятно почему) никогда не будет использована. Кроме этого, стоит пересмотреть роль "Чеховского ружья" в драматругии: роль его исключительно символическая, стрелять-то оно не должно!

В результате, мы находим не эдиповскую символическую структуру, а шизофрению (работу машин), как корень желания и видим бессознательное субъекта, не как театр, а как завод, мобилизованный для постоянной трансформации желания и трансформации социума.

С. Жижек считает, что Делез радикализовал идеи Лакана, в направлении переворачивания идеологии капитализма, для освобождения желания от подавления.

Следующая статья будет про Делеза и кино.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments