despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Деконструкция: юродство, как культурный феномен, в жизни и кино

Картина: М. Нестеров "Душа народа" 1916

Персонаж юродивого необыкновенно часто встречается в российской литературе и кино, что заставляет присмотреться к нему подробнее.
Роль института юродивых в российской культуре, в своих трудах, давно и подробно рассматривали советские и иностранные искусствоведы: М. Бахтин, Тартуская школа семиотики, Ewa M. Thompson (1987), R. Efird (2014) С. Иванов (2006) и другие. Однако, среди потребителей постсоветского искусства пропаганды эта тема обсуждается непропорционально мало, с точки зрения ее присутствия в медиа пространстве. Феномен юродства - это неотъемлимая часть культуры России, но не понятен в Украине и других странах СНГ. Этот пробел сегодня мы заполним.
Исследователи отмечают, что тема юродства раскрывается в перечисленных ниже, а также во многих других продуктах, принадлежность которых к искусству сомнительна, но принадлежность их к пропаганде безусловна.

«Андрей Рублев» 1966 «Сталкер» 1979, «Ностальгия» 1983, «Жертва» 1986 А. Тарковский, «Остров» 2006 П. Лунгин, «Географ пропил глобус» 2013 А. Велединский, «Иуда» 2013 А. Богатырев, «Дурак» 2014 Ю. Быков
Лесков «Несмертельный Голован» Ф. Достоевский «Идиот», Пастернак «Доктор Живаго», Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Пикник на обочине» Братья Стругацкие…


Юродивые - древний институт общества в России. Они сохраняли религиозное, социальное и даже политическое влияние долгое время. Юродивые скитались от деревни к деревне в странных одеждах и служили высоким моральным авторитетом. Влияние юродивых на (неграмотных) крестьян сложно переоценить: их боялись и уважали, верили в обладание ими сверхъестественной силы. Отношение к юродивым было не, как к нищим попрошайкам, а как к гостям, обличенным властью. Примером известного юродивого может служить Григорий Распутин. Кроме юродивых, духовных лидеров светского общества, в России, также, существовал феномен старцев – духовных лидеров среди монахов. Г. Распутин был родом из сибирского села и обладал обоими статусами: как старец Зосима, так и юродивый Ферапонт.
Роль юродивых была близка к роли шаманов в селах центральной России (Финляндии и Турции) в конце XIX В – они обладали неограниченным влиянием. Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона писал: юродивый мог «Позволить себе совершить скандальные поступки», потому что он согрешил из смирения, а не ради личного преимущества. Таким образом, юродивые, в аллегорической форме выражали духовное лидерство. Юродивый символизирует иррациональный, экстатический и загадочный аспект русской культуры. Он призван быть лидером, но его лидерство имело мало общего с христианской простотой. На самом деле, патологическое душевное состояние (либо, зачастую, имитация такового) юродивого, зачастую, расценивалось, как проявление внутренней религиозности. Феномен юродивых черпает свое происхождение в смешении языческой и христианкой традиций.
Невероятная роль юродивых в общественной жизни России отражалась в их влиянии на приоритеты: моральности, греховности и праведничестве, глупости и мудрости, патриотизме и безразличии.

Принятие святого юродства в России предполагало восприятие определенных логических противоположностей, которые связаны между собой и подразумевают друг друга, сначала в отношении юродивых, а затем, в более широком смысле, в отношении другие явления русской жизни. В российском обществе святая глупость была силой, действовавшей против развития общественных нравов и обычаев, которые могли в конечном итоге приблизить Россию к Западу.
Институт юродства выступал против развития в обществе традиции рационального обсуждения. В поклонении этим «святым», дуракаваляние, иррациональный аспект человеческой личности возвысился, а рациональный и физический были понижены в рейтинге. Поведение юродивых противоречило западной логике и высмеивало западный опыт. Принятие в обществе идеологии юродивых усилило стремление русских славянофилов к презрению «рационального» и «материалистического» Запада.

Появление института юродивых создало в интеллектуальной жизни России диалектические противоречия, присущие святой юродивости. Это, в свою очередь, подготовило почву для относительно легкого принятия марксистской диалектики в Советской Московии (но не во всей Российской Империи).

Как отмечал в нескольких своих работах Николай Бердяев (1874-1948), гегелевская диалектика имеет много общего с традиционно русским мировосприятием.


Кодекс юродивых или неписаная система ограничений характерная для восприятия и реакция в российском обществе на святое юродство, была продуктом слияния патриархальных традиций двух культов: языческого и христианского (разных конфессий). Этот кодекс выражал то, что стало считаться поведенческой моделью. Эта модель использовалась, как инструмент интерпретации и средство структурирования реальности не только русскими крестьянами, но и русской интеллигенцией. Не смотря на широкое распространение, феномен юродства не может рассматриваться, как постоянная характеристика российского общества.
Юродивые считались противниками трансформации социальной жизни. Они вели жизнь бродяг, обычно были бездомными, безымянными и не имели семьи. Они не проявляли желания оседать и становиться частью какой-то юридически определенной социальной структуры. Они стояли вне социальной структуры и не были «запятнаны» юридическими обязательствами. Таким образом, они считались «чище», чем монахи и монахини, жившие в соответствии с монашеским уставом, владели коллективной собственностью и заключали юридические контракты, что, кстати, роднит православных монахов, с большевиками.
В интерпретации юродства подразумевается, что любой контакт с социальной структурой, любое согласие на набор рационально сформулированных соглашений между людьми или учреждениями было чем-то нечистым: только полный отказ от участия в принятии таких обязательств гарантировали нравственное совершенство. Здесь снова видны следы традиции, которая сыграли глубокую роль в неприязни российских интеллектуалов к «законнической» и «материалистической» Европе: юродивый был противоположностью буржуазного гражданина Запада.

Основными бинарными оппозициями юродства считаются следующие:
Мудрость – безрассудство
Чистота-грязь
Традиция-безродье
Кротость-агрессия
Почитание-насмешка
Эти противоположные понятия не являлись взаимоисключающими для юродивых, так как они черпали свое начало в традиции шаманизма, которая сопровождалась действиями в состоянии измененного сознания.
Приведем такой пример сочетания мудрости и безрассудства. В московской психиатрической больнице жил самый известный юродивый XIX века Иван Корейша. Он бросил вызов рациональному, вел себя как сумасшедший, но это не останавливало тысячи людей, от обращения к нему за духовным и практическим советом. Психическая ненормальность экстрасенса должна была поставить поклонников Корейши в тупик, но этого не произошло.
Юродивые считались «чистыми» даже хотя они совершали «нечистые» действия.
«Безродность» юродивых равносильна преуменьшению и, по сути, отказу от современной общественной жизни. Их отношение было перенесено из племенного общества, в котором шаманы были основной элемент социальной сплоченности, который удерживался скорее ритуалом, чем юридическими структурами.
Восприятие и оценка юродивых как смиренных и агрессивных оказали глубокое влияние на модели поведения россиян XIX века, и эти модели были особенно ярко описаны в романах Достоевского.
Смех над юродивыми всегда был в народе популярен так как ассоциировался с идеей нарушения закона и был ответной мерой, способом реагировать на устрашающее присутствие и суровость законов. Перенос диалектики почитания и насмешки со святой юродства на общественную жизнь является одним из важнейших и увлекательных аспектов русской социальной культуры. Сила политического юмора в России всегда сопровождается высокой степенью принятия режима и готовностью издеваться над вчерашними героями.
Нужно заметить, что юродивый – это мужской персонаж, женская роль с похожими чертами в кинематографе СССР/РФ встречается редко, так как «не заходит» публике. Продукт кинопропаганды, фильм «Зоя» (2020) Л. Пляскина «не зашел» именно по этой причине: для коммерческого успеха фильма сценаристам нужно было сделать главного героя Зою Космодемянскую мужским персонажем - юродивым трансвеститом анархистом.

Обратимся к теории французского антрополога и структуролога Клода Леви-Стросса (1908-2009). Леви-Стросс считал, что структура того или иного общества определяется его исторической традицией, мифологией и много еще чем, уходящим корнями в седую станину, но при этом, общество не статично, оно постоянно изменяется.
Леви-Стросс изучал изучал структуру общества племен, живших в деревне и обнаружил, в частности, несколько таких его типов. Одним из типов общесва является его двусоставная (диадическая) структура. В диадической схеме племя делится на две подгруппы ("moieties") - "те, кто сверху" и "те, кто снизу"; когда мы просим человека нарисовать на листе бумаги или на песке план своей деревни (пространственное расположение коттеджей), мы получаем два совершенно разных ответа, в зависимости от его принадлежности к той или иной подгруппе. Оба воспринимают деревню как круг; но для одной подгруппы внутри этого круга есть еще один круг центральных домов, так что мы имеем два концентрических круга, а для другой подгруппы круг делится на два четкой разделительной линией. Иными словами, член одной подгруппы воспринимает план села как кольцо домов, более или менее симметрично расположенное вокруг центрального храма, в то время как член второй подгруппы воспринимает свое село как две отдельные группы домов, разделенных невидимой границей. Это говорит о том, что коммуникация внутри диадического общества односторонне, по принципу полупроводника ограничена, между «теми, кто сверху» и «теми, кто снизу». Таким образом, одна часть диадического общества видит его, как одно целое, а другая – как две несмешиваемые части. Вне сомнения, россиянское общество имеет диадическую структурную модель.
Перенеся структуру Леви-Стросса на российское общество, становится понятным важность роли институт юродивых в России: они выполняют роль коммуникации между двумя диадами - верхней и нижней. Еще раз подчеркнем, что феномен юродства характерен для обществ (как минимум) России, Финляндии и Турции (Византии), что сближает эти страны по структурному признаку. Юродивые, стало быть, могут быть двух типов: представители верхней и нижней диад общества. Пример первого - князь Мышкин, пример второго - Г. Распутин.

Странно, при этом, что искусствоведы не пишут в предисловиях к иностранным изданиям "Идиота" Ф. Достоевского об особенностях архетипа "юродствующего" главного героя и о том, что его не нужно путать с типовым архетипом русского человека.

Вне сомнения, описанное выше не является секретом для культурологов и спекуляции на тему юродства помогают собрать кассу для современных фильмов и не только. Не случайным нам кажется эксплуатация юродивости в контексте самопожертвования в фильмах Тарковского, снятых не задолго до демонтажа СССР и, надо понимать, это было не случайно. Тем более, не случайно былое засилье «экстрасенсов» и «целителей» в те годы: гениальная по простоте маркетинга схема бизнеса. Это еще одно подтверждении того, что перед тем, как начать заниматься серьезным делом, нужно хорошо изучить философию и наш блог.

Обращает на себя внимание эксплуатации архетипа юродивого в политике. Без труда мы вспомним примеры, которые уже сработали безотказно и работают в РФ безотказно всегда: М. Горбачев в первые годы генсекства, имидж президента РФ Б. Ельцина, оппозиционер А. Навальный, потомок шамана С. Шойгу, сибирский шаман идущий на Москву, и тд. Следовательно, эксплуатация архетипа юродивого в пропаганде и в политическом меню России должно натолкнуть нас на соответсвующие выводы, относительно роли актеров, работающих в этом амплуа. Идентифицировать же главного героя политического театра, чтобы "прокатить" его на выборах, зачастую избирателю мешает метод "слабой драматургии" придуманный  А. Довженко.
Кроме этого, интересен феномен президента В. Зеленского в Украине. Его бизнес (шоу комических куплетов "95 Квартал") и последующий предвыборный имидж по совету политтехнологов из Кремля тоже был построен по беспроигрышной схеме для русскоязычного электората Восточной Украины - юродствующего комика. Однако, после победы на президентскиз выборах после второго тура, юродствование Зеленского на посту президента было воспринято обществом (остальной Украиной) негативно и это была одна из причин (не говоря про его другие косяки), по которой Владимир Непутин стал терять рейтинг и прекратил юродствовать. Вслед за этим, после прекращения им юродствования, начал стремительно падать и рейтинг В. Зеленского среди электората востока Украины.
Излишне говорить, что киноленты с юродствующими персонажами, с треском проваливаются в кинопрокате Украины: один из примеров тому фильм «Прыпутни» 2017 А. Непиталюка, профинансированный, кстати, из госбюджета РФ.
Вот так, неожиданно, связаны все обсуждаемые нами темы: жизнь, кино и философия.

Добавлю, что не стоит путать феномен юродства и бродячих монахов. В руссокязычной пропаганде эти два понятия намеренно смешиваются, но иностранцы их  в русской культуре четко различают.

Про Горбачева :




Газета "The Irish Times"
"Gorbachev - hero or holy fool?"


"Горбачев - герой или юродивый?"
Sat, Jan 12, 2002, 00:00:
...Historian Robert Service, more damningly and unfairly, compared him to the "holy fools" of old Russia, who traipsed around the countryside in God's name but didn't know precisely what they were doing.

Историк Роберт Сервис более осуждающе и несправедливо сравнил его (Горбачева-Д) с «юродивыми» старой России, которые бродили по сельской местности во имя Бога, но не знали точно, что они делают.
 https://www.irishtimes.com/news/gorbachev-hero-or-holy-fool-1.1046467


Однако, для России не все потеряно. Культурные явления могут меняться, в ходе истории, и общество тоже постоянно переживает трансформацию. Например, религиозный праздник Вакханалия, который праздновали в Древнем Риме, в средневековой Европе превратился в Праздник дураков.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal