despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Ошибка Эйзенштейна

Широкоформатный кадр из фильма "Как выйти замуж за миллионера" 1953 г с Мэрилин Морно.

Новая большевистская власть в России начала строить авторитарный модерн и задумалась о новой мифологии.

Евангелистские параллели в искусстве.

Чтобы не ломать традицию народа, религиозные праздники были заменены на большевистские. Единственно, что в плановой экономике декабрь это самый напряженный месяц по сдаче планов, так что декабрьские праздники всем удобнее было перенести на январь.
Восточное христианство имеет в своем календаре 12 основных праздников. Это число повторяется не раз в религиозной традиции и связанной с ней пропагандой. Двенадцать христианских праздников – это ключевые события из Евангелий. Литературная теория учит, что подавляющее большинство книг и сценариев, традиционно, имеют трехактную структуру и 12 поворотных точек любого сюжета. Кто мы такие, чтобы спорить с Евангелиями о композиции литературного произведения? Большевики не стали менять эту традицию: новых, советских, праздников в году тоже было 12. Место библейских страстей заняли страти большевиков. Вот эти праздники: Благовещение, РХ, Сретение (принесение во храм), Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие святого духа, Успение Богородицы. То, что литургический год заканчивался Успением Богородицы, вероятно, повлияло на непременный трагический финал в русской литературе.
У католиков, общее количество праздников схожее с православной церковью (включая 10 торжеств), но заканчивается год оптимистичнее - Днем всех святых. В израильском календаре 6 традиционных праздников и еще два светских: Новый год, Йом Кипур, Суккот, Ханукка, Пурим, Пейсах плюс День памяти павших солдат и День независимости Израиля. У лютеран – 8 евангелистских торжеств и два памятных исторических дня: День Реформации и День Аугсбутгского вероисповедания.
Кроме новой традиции, большевики создали и новую мифологию. Кино и литература, в новой мифологии, занимали центральную роль. Не забыли большевики и о цензуре. Орган цензуры был создан в 1922 году, сразу после завершения Гражданской войны и образования СССР: присматривал за деятелями искусств, Главлит.
Список запрещенных для публикации тематик, был составлен еще в 1921 году. Ранее, в 1920 году советская цензура запретила сатирический роман –антиутопию Евгения Замятина (1884-1937) «Мы». Еще в январе 1918 года В. Ленин подписал декрет о создании Революционного трибунала для Прессы и к середине того же года, 230 оппозиционных большевикам газет, были закрыты. Массовые репрессии, Красный Террор литераторов, начался с «Дела Таганцева» о «заговоре» в июне 1921 года, по которому, было расстреляно 89, а всего погибло 103 питерских ученых и писателя.
Независимой трибуной литераторов после революции оставалась только газета «Новая жизнь», издаваемая М. Горьким. Сам Горький умер вскоре после посещения в 1935 году парижской Конференции писателей по защите культуры.
В 1922 году, в интервью американскому журналисту Луису Бранту, Л. Троцкий сказал про оппозиционных деятелей культуры следующие слова:
[Сами по себе] они политически незначительны, но они представляют собой потенциальное оружие в руках наших врагов. В случае военных осложнений (…) все эти неисправимые и несовместимые элементы стали бы военно-политическими агентами (…) врага, и мы обязаны наказать их по законам войны. По этой причине, в это период относительного спокойствия, мы предпочитаем их изгнать.
Позднее, Троцкий сам попал в им же созданные жернова.
В результате репрессий, еще в досталинский период 1917-1927 годов, советская культура была очищена от футуристов, авангардистов, формалистов, «заум»-поэтов и тд.

Сюрреализм Соцреализм

Сталинский период советской культуры (1927-1945) сформировал новый художественный стиль – соцреализм. Соцреализм – это советский модернизм. Соцреализм в искусстве отделил абстрактное и религию от мейнстрима, оставил в нем только реализм в виде правдоподобных мифов. Этот стиль сопровождал построение модернистской вертикали в советском обществе и экономике. Парадоксально, что общество СССР строилось по принципу монастыря, где все «принадлежало коллективу». Соцреализм был утвержден, как единственно правильный стиль, на Всесоюзном съезде писателей в Москве в 1934 году. Это был новый стиль массовой культуры, понятный для рабочих и крестьян.
Соцреализм был предназначен для переформатирования старого сознания, на новое, пролетарское. Старые, буржуазные формы искусства должны были наполниться новым революционным контентом и служить, нести (задаваемый Партией) революционный посыл массам, активировать их. Старые, мелкобуржуазные взгляды не вписывались в новую программу: советское искусство должно было подчиняться политике. Ленин писал, что литература и искусство это винты и колеса революционной машины и должны служить только революционным задачам, определяемым Партией.
Литературу считали орудием борьбы, средством обучения и культурного переформатирования масс. Советские писатели (и прочая интеллигенция) должны были забыть об индивидуальных чувствах, отказаться от «старой культуры», изучить историческую доктрину Маркса и сражаться с капитализмом рука об руку с массами, идя с ними в одном строю. Новому, «полезному» искусству, необходимо было, а рамках социального проекта, создать шаблон Нового Мужчины и Новой Женщины.
Через восемь лет, в 1942 году, точно такую же программу по соцреализму, приняли коммунисты в Китае, где еще в 1911 году была ликвидирована монархия. Китайские коммунисты отказались от мистицизма, конфуцианства и тд в своем искусстве, воспитывали новое поколение людей, негативно относились к несогласным, из числа интеллигенции. После прихода к власти в Китае, коммунисты провели в стране чистки, в рамках «Культурной революции».
Многие деятели искусств, в 20-е-30-е годы подверглись репрессиям, покинули СССР, а те, кто вернулись из эмиграции – плохо закончили. Самые толковые из «несогласных» уехали из СССР, а те, кто остался, благоразумно «молчали в тряпочку». В. Маяковский, сторонник советской власти, застрелился в 1930 году, не выдержав нападок критиков его пьесы «Клоп» (1929) и критической статьи В. Ермилова в «Правде» про пьесу «Баня» (1930). Пьесы Маяковского критики называли «антипролетарскими». В. Маяковский делал все возможное, чтобы доказать преданность режиму, но критика, со стороны советских органов, привела его к суициду.
Примером нового молодого писателя, стал Демьян Бедный (Ефим Придворов 1883-1945). Его вклад в соцреализм заключался в написании поэмы «Без Жалости» о судах 1936 года. Когда Д. Бедный попал в опалу за моральное разложение и был изгнан из партии в 1938 году. Его место в рядах «соловьев режима» занял Василий Лебедев-Кумач (Лебедев 1898-1949).

Кадровая ротация среди людей искусства, с талантливых, но гордых, на преданных паразитов, предсказуемо привела соцреализм в глубокую… кризис.

Советское кино

Главным теоретиком, стоявшим у истоков советского кино, после И. Сталина, был С. Эйзенштейн. Важность советского кино для большевиков заключалась в том, что оно должно было заместить то влияние на массы, которое до революции проводила церковь. Эйзенштейну и его коллегам требовалось создать новую мифологию и понятную для рабочих и крестьян риторику кино.
Эйзенштейн, для создания нового кино, в качестве основы, взял живопись западных художников реалистов Возрождения и Модернизма. Реалистичные портреты и живопись художников Западной Европы стали примерами для построения общих и крупных планов в кадрах советских фильмов. Было в советском модерне и немало фолька – лубочной народной традиции, близких крестьянам народных песен, юмора и тп.
Кадры для сьемок Эйзенштейн тоже строил согласно законам реалистичной живописи: золотое сечение, перспектива, действие вдоль диагонали и тд.

Абстрактная, составляющая и изобразительная традиция, которой немало в православном христианстве, была полностью отвергнута в советском кинематографе.

Ее место заняли новые герои из пантеона большевиков. Флагманом новой литературы, создавшим «Новое Евангелие», конечно, был Максим Горький и его повесть «Мать». В сталинские годы, к рабоче-крестьянским героям добавились герои из перековавшейся интеллигенции, а негативными персонажами стали еще и советские чиновники-бюрократы. Абсолютным воплощением кинематографа, как его видел Эйзенштейн – был миф, показанный на экране методом, сходным с реалистичной живописью, и усиленный кинокулаком «диалектическим монтажом». Такими стали фильмы Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Арка главного героя в кино сталинского периода всегда активационная, жизнеутверждающая.

Заметим, что постсоветское кино полностью строится на принципах, заложенных С. Эйзенштейном. Отличие послесталинского кино, от кино сталинской эпохи, заключается в пропагандистской надстройке интеграционного (седативного) типа, в виде трагедийного финала, либо общего настроения меланхолии или ностальгии.

Эйзенштейн промахнулся.

Эйзенштейн в применении реалистической живописи в кино сильно ошибся, и некому было ему подсказать об этом. Дело было так. В 1930 году С. Эйзенштейн посетил Голливуд. В академии American Academy of Motion Picture Arts and Sciences он делал доклад на международной конференции о будущем киноиндустрии. В докладе он изложил свои взгляды о формате кино будущего. Сергей изложил свои мысли, по поводу стандартов в кино, участвовал в дебатах банкете и драке.
Как известно, форматов киноизображения существует два: старый 3:4, и современный 21:9. Эйзенштейн на конференции 1930 года занял консервативную позицию и отверг перспективу перехода кино на новый, широкоформатный стандарт, мотивируя это необходимостью придерживаться «золотого сечения» в кадре, традиционной практики театра и композиции «идеальных» картин, в частности, работ японского гравера начала ХІХ века Кацусики Хокусай.
Вертикали и горизонтали, эмоционально утверждал Эйзенштейн, затянувшись едким дымом, должны соперничать друг с другом на «поле битвы» в виде кадра (размером 3:4), в его «космической неприкосновенности», и запечатляться в психике зрителя, которая трансформируется под воздействием фильма, либо  подтверждает это действие. Термин «динамический квадрат» (3:4) означает, что изображение разбивается на более мелкие квадраты по вертикали или по горизонтали.

В Голливуде покрутили пальцем у виска на этот счет у них было иное мнение, кроме того, что принцип важности «золотого сечения» для кино не подтверждается.

Голливудское мнение о широком формате для кино происходит из церковной практики абстрактной  медиариторики.

В католическом храме, как известно, алтарь состоит из трех частей: алтарная опора, лежащая на опоре столешница (менса) и вертикальная настава для икон – ретабло. Ретабло в католических храмах всегда содержит три иконы с евангелистскими сюжетами.

На рисунке изображена схема алтаря в католическом храме.


Алтарное «параллельное» изображение связанных сюжетом картин не ново. Его часто можно наблюдать на декоре храмов библейскими «картинками». Примером тому есть дверь в храме Санта Сабина в Риме, где изображаются по четыре изображения в ряд или витраж «Сын-повеса» с «тройными» картинками из готического собора в Бурже, Франция. Изображения на дверях и в витраже представляют собой последовательность изображений, связанных между собой структурно и нарративно.
В конце ХІХ появилась живопись, где на узкой и широкой картине объединено несколько сюжетов, подобно католическому алтарю. Пионером такого формата стал известный немецкий художник, график и скульптор Макс Клингер (1857-1920). Первыми его работами в "паномамном" формате стала  серия картин «Перчатка» в 1881 г. Нужно заметить, что, еще раньше М. Клингера, «панорамный» горизонтальный или вертикальный формат, иногда применял и Кацусико Хокусай.
После окончания ВМВ,  "панорамный" формат картин Макса Клингера и алтарная трехсюжетность изображения, были взяты за основу для разработки широкоформатного Голливудского кино – технологи «CinemaScope». Эта технология была разработана компанией «XX Century Fox», на основе изобретений французских и американских инженеров, для стандартной 35 мм кинопленки. С тех пор, появилось много вариаций данной системы в разных странах.

Революционный шаг широкоформатного кино сложно переоценить, как с точки зрения воздействия на зрителя, так и с точки зрения технической реализации традиционной для христианского (католического) общества медиариторики.

С. Эйзенштейн порадовался бы за американцев, но, к сожалению, он не дожил до премьеры панорамного кино.
Первыми широкоэкранным фильмами стали ленты снятые в 1953 году: «Как выйти замуж за миллионера» Д. Негулеско с участием Мэрилин Монро и, конечно, «Плащаница», Г. Костнера, снятого по сюжету Евангелий.

В следующий раз мы, наконец, поговорим про Чапаева.
Subscribe

  • Российский ребус. Ч 3.

    История любит повторяться. Деятели разных эпох часто предпринимают одинаковые действия, так как эти решения являются единственно возможными. В…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Ганзейский банковский союз. Ч1.

    Ганзейский союз существовал в Северной Европе до последней четверти 19в. Он включал в себя города, расположенные вдоль транспортного коридора от…

  • Турция: бомба с часовым механизмом.

    Турции не везет больше, чем другим странам. Не везет, потому что в Турции есть ресурс, который дорого стоит и его невозможно полностью контролировать…

  • Как работает Центральный банк и зачем он нужен.

    Самый главный банк в стране -это Центральный банк, он же Национальный банк. Но так было не всегда. Для произведения взаимозачетов по долгам между…

  • Германия 1942. Золото нацистов.

    Нацистский проект в Германии начал сворачиваться в 1942 г, когда в Рейхсбанке закончились деньги. После завершения очередного германского…

  • Долгая дорога к "Китайскому Чуду"

    Довоенная история Китая, с точки зрения Теории Кредитных Проектов, ничем не отличается от истории других азиатских стран. Но события в Китае…

  • Новым френдам. Альтернативная экономика, сборник.

    Писатели фантасты часто описывают свою современность или близкое будущее, но в придуманных мирах, не похожих на наш. Классики американской…

  • Смерть Сталина.

    Драматические события в истории России могут быть объяснены тем, что Россия страна многокультурная, со многими традициями, многими группами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments