despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Неовизантийский стиль и Михаил Бойчук: связь прошлого и будущего.

Картина М. Бойчука "Нас мало, но мы знаем, что прийдет лето"
Почему эта картина важна для понимания кинематографа, я объясню позднее. Впрочем, читатели могут догадаться об этом сами.

В Российской империи в начале ХХ века появился неовизантийский стиль* живописи фресок и икон. Его основоположником стал Михаил Бойчук (1882-1937). Михаил родился в Тернопольской области, тогда Австро-Венгрия.

За деньги, предоставленные католическим митрополитом А. Шептицким (1965-1944), Михаил проходил обучение живописи в частной школе в Вене, затем в Академии искусств в Кракове, Мюнхене и тд. С 1907 по 1910 годы он работал и жил во Франции и Италии.
Вернувшись в Россию, Бойчук работал муралистом и реставратором икон в Москве, СПБ, Киеве, Н. Новгороде и т.д.

М. Бойчук считал целью нео-византийского стиля возрождение глубины древне-русского художественного творчества, связанного с культурой Византии .

Кроме Бойчука, основателями неовизантизма в светской и церковной живописи,  стали украинские художники, проживавшие за пределами СССР: Петр Холодный (1876-1930), Олекса Новакивский (1872-1935) и другие.
В 1914 году он был интернирован, из-за своего происхождения с территории Австро-Венгрии.
После революции 1917 года Бойчук вернулся в Киев, где он создал творческую группу из своих учеников. В эту группу входили художники Иван Падалка, Василий Седляр и другие. Художники выполняли оформительные работы в советских учреждениях в разных городах Украины. Направление в котором они работали получило название Бойчукизм.
Кроме этого, Михаил Бойчук, наряду с М. Грушевским,  стал одним из основателей Украинской государственной академии художеств в 1917 году.
Проблема была в том, что Бойчукисты видели будущее селян свободным и счастливым. С 1929 года начались гонения на Бойчукистов, со стороны большевиков. В 1937 году М. Бойчук и его команда были арестованы и расстреляны, как шпионы Ватикана

Работы М. Бойчука можно увидеть здесь и здесь. Всего наследие Бойчукистов насчитывает более 400 работ. Среди них такие художники: О. Саенко, М. Юнак, М.Падалка,
Одним из учеников М. Бойчука и продолжателем его стиля стал художник-монументалист  Григорий Довженко (1899-1980). Ниже одна из его работ - фасад киевского муниципального театра кукол, на котором изображены основатели г Киева: Щек, Кий, Хорив и их сестра Лыбидь, 1970 год.
* Неовизантийский стиль или стиль Византийского возрождения, появился в церковной архитектуре в конце ХІХ века. Кроме России, этот стиль получил широкое распространение на Балканах. В этом стиле построены, например, Владимирский собор в Киеве, Храм Александра Невского в Софии, Благовещенский собор, Харьков, Казанская церковь Новодевичьего монастыря в СПБ и еще немало сооружений.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments