despaminator

Categories:

Кинозал. Нацистский пропагандистский фильм "Триумф воли" март 1935 года.

До 1990-х годов, когда был снят «Брат» Балабанова  его переоценили критики и историки, «Триумф воли» считался примером квинтэссенции искусства кинопропаганды. Государственная кинопропаганда есть в каждой стране, без исключения.  Фильм, для тех или иных целей пропаганды, может следовать  трем основным схемам нарратива: сюжет с  протагонистом и антагонистом,  сюжет, где главный герой-это масса людей («Броненосец Потемкин»1925 «Мы из джаза Кронштадта» 1936) и сюжет, где есть Ленин  вождь и народная масса. 

Британский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) описывал политическую и религиозную пропаганду 30-х годов ХХ века такими словами:

Пропаганда дает импульс и направление для успешного движения популярного настроения или желания, но она не создает это движение. Пропагандист — это человек, который канализирует уже существующий поток. В землях, где нет воды, он роет канал. 

Иными словами, пропагандист работает с идеями, ожиданиями и эмоциями, которые уже существуют в обществе.   

И. Геббельс считал, что идеальный месседж пропаганды не должен быть виден. Он говорил, что эффект пропаганды снижается, если аудитория знает об этом месседже. 

Следовательно, при производстве развлекательных фильмов, пропагандисты увлекают зрителя и передают ему месседж (третий смысл), через эмоциональное сопереживание зрителя герою нарратива. 

Это значит, что фильмы, в которых не заметна пропагандистская составляющая, тоже могут выполнять функции пропаганды, через специфический исторический контекст,  институционное пространство, либо в отношении определенной аудитории.

Документальный фильм «Тириумф воли» режиссера и фашистки Лени Рифеншталь (1902-2003) посвящен съезду нацистской партии НСДАП 4-10 сентября 1934 года. Этот сьезд нацистов в Нюрнберге был срежессирован архитектором Альбертом Шпеером (1905-1981). Сьемочная группа фильма состояла из, не менее, чем 170 человек.  

Предыдущий документальный фильм Лени «Победа веры» 1933 не устроил нацистов, так как в нем была показана личность Троцкого  Эрнста Рема (1887-1934), адепта перманентной нацистской революции и  соперника Гитлера. Гитлер и 11 его топ-менеджеров (итого 12)  отвечали  за построение нацизма в одной стране окруженной со всех сторон врагами

С 30 июня по 2 июля 1934 года Э. Рем и его сторонники (85 человек TNYT) были убиты и новый пропагандистский фильм  нужно было переснять про Гитлера, но уже без Рема. Всего в рядах СА тогда насчитывалось 2 млн бойцов (TNYT).

 

Режиссерской находкой Лени в фильме «Триумф воли» была сьемка спуска Гитлера с небес подобно ангелу, сквозь облака, на самолете к аэродрому в Нюрнберге, месту массовых нацистских партийных сборищ. 

Монтаж фильма  «Триумф воли» заимствовал штучки у монтажа «Броненосец Потемкин»: одинаковую  ритмику склеенных рядом  кадров, метод визуальных метафор и др. 

Идеологический посыл фильма заключался в пяти спичах Гитлера, где он легитимизировал Нацистское государство, ругал Версальский договор  и подчеркивал важную роль рабочих и молодежи. 

Нацисты захватили контроль над профсоюзами 2 мая 1933 года и подчинили их госструктуре - Трудовому фронту. Безработица в Германии в середине 1934 года составляла 3 млн человек потому, что в Германии не было ни голода ни гражданской войны . Обязательная военная и трудовая повинность была введена в Рейхе в 1935 году и после этого безработица снизилась до, менее 2 млн человек, к январю 1937 года. 

Запомним, что 2 млн человек были «лишними» в Германии в 1937 году.

Риторически, в Германии работал пропагандистский миф, о замене классовой борьбы национальным единением в  «германскую нацию», однако,  изменения структуры общества, в результате нацистского эксперимента, естественно, не происходило.

Пик популярности Гитлера составил 90 % в январе 1935 года, после присоединения Саарской области и возобновления воинской повинности в марте 1935 года. Тем не менее, его популярность снизилась уже к середине 1935 года из-за безработицы, нехватки продуктов питания, низких зарплат и насилия со стороны боевиков СА. Снижение популярности нацистов продолжалось до Ремилитаризации Рейнской области 7 марта 1937 года. 

Фильм «Триумф воли» сыграл важную роль в поддержании популярности нацистов с марта 1935 года по март 1937 года и в создании «мифа о Гитлере».

Устранив верхушку СА вместе с Ремом, Гитлер устранил, также, конкуренцию для кадровых армейцев, которые  не имели бы шансов на продвижение в случае слияния армии и СА. После чистки в СА, 20 июня 1934  года была учреждена новая силовая служба — СС, а президент Пауль фон Гинденбург (1847-1934) умер 2 августа 1934 года, что позволило Гитлеру 19 августа 1934 года  сосредоточить в своих руках  всю власть в партии и стране: Канцлер, Президент, Командующий армией и лидер НСДАП.  Армейская верхушка тоже показана в фильме, как опора Гитлера. 

 Фильм Лени Рифеншталь воплощал социальную мистику нацистов. 

Социальная мистика нацистской пропаганды включала в себя германскую национальную мифологию, желание реванша,  риторику избранности  лидерства, Тевтонский мистицизм и мифологизированную личность вождя

«Триумф воли», кроме главного приза Германской киноакадемии, был награжден Золотой медалью Венецианского кинофестиваля 1935 и Гран При в Париже 1937. Награды фильму были отданы жюри  за «искусство кино», не за пропаганду. Чарли Чаплин пародировал «Триумф воли» в ленте «Великий диктатор 1940. 

Одним словом, большевикам в Кремле было о чем почесать репу уже осенью 1934 года. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.