despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Кинозал. Пародия-это смерть мифа. Фильм "Жмурки" 2005.


О чем бы мы ни говорили, мы говорим о себе и о деньгах. С советскими источниками все просто: все они говорят об одном и том же и согласуются с метамифологией.А второе поколение нарратива советской метамифологии уже включено в вузовский учебник, как чистая правда. Это можно видеть на примерах учебников по киноделу для режиссерских ВУЗов. Заметим, в современных киноВУЗах режиссеров TikTok программа обучения основана на учебниках советских лет, например, Мананы Андронниковой (1936-1975) «Портрет…» 1968, Виктора Шкловского (1893-1984) «За 60 лет работы в кино» 1985 и др. Советская киношкола основана на трудах ее основоположников, в первую очередь, С. Эйзенштейна.
Можно не сомневаться, что труды, биографии и даже дневники деятелей советского пантеона кино сильно доработаны для соответствия советской метамифологии. По другому и не могло быть, так как кинопропаганда и была тем инструментом, с помощью которого советская метамифология создавалась. Недостаток ее в том, что пирамида мифов со всеми ее сложными внутренними связями, строилась на века, как жесткая и не предполагавшая изменений структура. Если извлечь из нее хотя бы один камень, то рушится вся пирамида.
Перед тем, как перейти к мифу о Чапаеве, поговорим о жизненном цикле мифов вообще.

Срок жизни любого мифа* начинается от его патетической презентации до пародии на него.

Свежим примером рождения и смерти мифов в кино могут служить фильмы А. Балабанова (1959-2013).
Балабанов начал кинокарьеру в Екатеринбурге, с заявки на яйцеголовость: фильмов «Счастливые дни» 1991 по рассказам С. Беккета и «Замок» 1994, по одноименному роману Ф. Кафки. Однако, Балабанов прославился мифотворчеством про несистемных бандитов.
Продюсером большинства фильмов Балабанова была ленинградская кинокомпания «СТВ» учрежденная им совместно с генералом Сергей Селяновым в 1992 году. Фильмы Балабанова (и другие фильмы СТВ в 90-е) мифологизировали бандитов, тем самым артикулируя культурную идеологию, включавшую в себя социальные и политические месседжи. Эти месседжы с годами изменялись, вслед за «линией партии», которая диктовала зрителям новые ритуальные ценности.
Сначала героем мифологии Балабанова был одухотворенный киллер, мститель за национальную гордость, затем этот миф получил развитие в виде повторения по более широкой спирали, но, с началом Путинизма, старые мифы закончили свой жизненный цикл.

Пародийный или ностальгический стиль пропаганды всегда означает смерть старого мифа.

Такими были плохой олигарх (П. Лунгин «Олигарх» 2002) и смехотворный старый гопник (А. Балабанов «Жмурки»2005).
Нарративы фильмов Балабанова не новы: Данила из ленты «Брат» 1997 г и «Брат 2» 2000 г напоминает Тревиса из фильма М. Скорцезе «Таксист» 1976 и «Жажда смерти» 1974 М. Винера.
После отмены советской идеологии и отсутствии новой, ритуальные (по Рику Альтману, род в 1946 году) потребности общества заполнили (в том числе) фильмы Балабанова, чьи идеологические ценности совпадали с потребностями аудитории.

Больше всего, месседж брат/небрат, правда/неправда (а также насилие, криминал, расизм и национализм) фильмов Балабанова совпал с простым мышлением молодой аудитории, которую устраивали простые ответы на сложные вопросы.

Балабанов идеально трансформировал эссенцию мифологии советского прошлого в приложении к окружающей реальности 90-х. Его герой Данила, носитель советской идеологии, транслировал миф о братстве: этот миф делил враждебный постсоветский мир на братьев, которых нужно, безусловно, защищать и не братьев. От советского прошлого в новом мире остались диалектика, Чапаевский пулемет, штаб в Музее Ленина и высокие моральные ценности протагониста.

В фильме "Брат 2" Балабанов также пародирует классический роман соцреализма - "Цемент" Ф. Гладкова: русская проститутка и наркоманка в америке Даша - это отсыл к Дарье Чумаловой, жене главного героя Глеба.

На протяжении 90-х бандитский миф получил свое рождение, развитие и логический финал в таких популярных фильмах и сериалах компании «СТВ»: «Брат», «Бригада», «Бумер» 2003, 2006, «Бандисткий Петербург» 2000-2003 и др.

Хорошее завершение жизненного цикла мифа – это современная, постмодернисткая, пародия.

Такая пародия отличается от пародии ХІХ века. Пародия XIX века заключалась в смешной и нелепой имитации, но в постмодернизме пародия разрушает и одновременно (ностальгически) лелеет воспоминание о прошлом.
Современная пародия синтезирует прошлое будущее в воображаемое настоящее. Это происходит за счет калейдоскопической логики (Бриколажа), самоиронии, фарса, стилизации, текстуальных ссылок и тп. Канадский теоретик Linda Hutcheon ( род в 1947 году) определила постмодернистскую пародию, как «повторение на критическом расстоянии, которое позволяет иронично заострять внимание на самой сути сходных явлений».
Философ и теоретик кино Fredric Jameson добавляет, что стилизация – это и есть чистая пародия: она имитирует стиль но нейтральна и не убедительна в своей мимикрии. Теоретик кино из Калифорнии Dan Harries (род в 1963 году) пишет, что кинопародия основывается на и пожирает текст другого фильма (серии фильмов).
Как раз таким был фильм «Жмурки» 2005. Эта пародия закончила бандитскую киномифологию 90-х. Пародийный эффект в фильме был усилен привлечением известных (по фильму «Бригада» и др) актеров, которые принесли с собой определенную культурную среду. Подобный прием использовался в фильмах «Гонки «Пушечное ядро» 1981 и «Этот безумный… мир» 1963. Кроме этого, ироническая сцена игры в «русскую рулетку» в «Жмурках» - это отсылка к фильму Michael Cimino «Охотник на оленей» (1978). В "Охотнике на оленей" есть сцена, когда Вьетконговцы заставляют американских пленных играть в "русскую рулетку"
Балабанов, следуя линии госпропаганды, сначала создал в своих фильмах миф романтизации и гламуризации криминального героя и затем закончил этот миф постмодернистским фарсом, когда политическая ситуация в стране изменилась: на смену Братанизму пришел Путинизм. (по материалам Frederick H. White 2016 и др)
А тем временем, риторика о притеснении русского национализма помогла Борису Ельцину демонтировать СССР.


* Мифом называется история о священном происхождении, которая передает самые глубокие истины культуры, а также может означать внутреннюю ложь, как в общей фразе «это миф» (что означает «это неправда»)
Миф - понятие многозначное. Ролан Барт опирается это, сочетая его с ницшеанской концепцией мифа, как «сильно концентрированного образа мира». Таким образом, Барт создает парадигму мифологии, как, своего рода, скользкий и очень сжатый символический язык, наиболее полно реализованный в культуре современного капитализма, основанной на образах.

Повторим, что Барт считает мифологию разновидностью концентрированного языка (в смысле содержания скрытых предположений, двусмысленности и т. д.).

Миф всегда содержит две стоставляющие: буквальную и рафинированную: меня зовут Лев, но я - не лев.
Но Барт также опирается на «Теоретизирующий миф» Брюса Линкольна, в котором исследуются меняющиеся коннотации мифов в древнем употреблении, прежде чем прийти к современному определению мифа, как «идеологии в повествовательной форме».

Идеология здесь означает идеи и ценности, которые исходят от доминирующей социальной структуры и поддерживают ее.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments