despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Category:

Жанры кино.

Кадр из фильма "Ла-ла-ленд"; 2016 Дэмиен Шазелл
Поговорим о жанрах в кинематографе.

Всего существует три мира кино: первый- это корпоративный мир фильмов Голливуда, второй – кино европейских стран и третий - кинематограф всего остального мира.

Показывать социальные проблемы своего общества и реальные переживания людей, более или менее свободно от глобальных стереотипов и пропагандистских трендов - это сфера кино третьего мира.

Типовой протагонист голливудского экшна – мелодраматический (с личной драмой) герой, спасающий мир, который встречает девушку и живет счастливо до очередного сиквела конца дней.

Определение жанра кино не такое простое занятие, как может показаться. Западные киноведы имеют несколько точек зрения по этому вопросу

Голливудский мейнстрим – это жанровое кино, оно отражает современный социо-исторический контекст. Этот контекст называется стереотип.

Канадско-американский исследователь кино Барри Кейт Грант (род в 1947 году) отмечает, что

«жанровые фильмы - это те коммерческие художественные фильмы, которые посредством повторов и вариаций рассказывают знакомые истории со знакомыми персонажами в знакомых ситуациях».

  Жанровые фильмы, независимо от конкретных художественных условий в пространстве и времени, отражают «современный дух времени -
Zeitgeist»  вместе с его доминирующими структурами «я /другие» и лежащими в их основе идеологическими установками. 

Жанр, пишет современный британский историк кино Tom Ryall, обеспечивает «доминирующий уровень понятности [фильма]». Как замечает Барри Грант, повествовательные жанровые фильмы «всегда связаны с тем местом и временем, в которых они сняты».  Они являются преломлением современного духа времени и представляют аспекты своей исторической среды.
Известный исследователь жанров  кино из США Рик Альтман (род в 1945 году) считает, что классификация жанров, которую дал Аристотель, уже устарела. Он признает, что «[из] всех концепций, лежащих в основе теории литературы, ни одна не имеет более протяженной и более отчетливой дискуссии, чем вопрос о литературных типах или жанрах» - он также подчеркивает, что жанр фильма не может быть сведен к внутренним текстовым характеристикам.
Американский киновед Роберт Стэм (род в 1941 году) вообще оспаривает существование жанров кино, как таковых и утверждает, что они просто изобретены критиками и киноиндустрией.
Между тем, современный киновед Стив Нил подходит к жанру не просто, «как к формам кодификации текста, но и, как к системе ориентаций, ожиданий и условностей, которые циркулируют между киноиндустрией, текстом и субъектом» Нил подчеркивает, что ключевой момент кино, его идеологическая функция и распространяемые им дискурсы  – это  нарратив:

«То, что мейнстримная киноиндустрия производит, как товар - это нарративное кино, кино, как нарратив [и] система повествования ... служат самой валютой самого кино».

Этот же принцип применим и к, так называемым, «арт-хаусным» фильмам.


Традиционная жанровая классификация предполагает наличие двух отдельных систем: арт-хаусные фильмы и жанровые фильмы.

Эта схема является одним из основных факторов, способствующих производству, маркетингу, потребительскому знанию, критике и научным исследованиям повествовательного кино, в центре которого, находится система Голливуда. Так называемые «национальные кинематографы», часто рассматриваются, как источник арт-хаусных фильмов, которые снимаются, как (национальные) ответы на господство Голливуда. Но, Б. Грант утверждал, что «[под воздействием глобализации] все жанры, включая арт-хаусные фильмы, неизбежно будут более интенсивно взаимодействовать (путем подражания) через национальные границы». Это видно по адаптации  жанрового кино Голливуда в разных странах («Чапаев» 1934 – вестерн, «Белое солнце пустыни» 1970- истерн).


Категоризация исторически развивающихся систем жанров  должна служить только целям понимания, а не предписания.

Алана Уильямса предложил основные Жанры кино (с большой буквы)  разделить на повествовательные (нарративные), экспериментальные / авангардные и документальные жанры.

Повествовательный Жанр - это художественное, репрезентативное кинопроизводство постановочных событий, он  включает, как «жанровые фильмы», так и «арт-хаусные фильмы».
Экспериментальный / авангардный (абстрактный) жанр имеет тенденцию быть репрезентативным (зачастую, без явно постановочного повествования и героев).
Нарративный и авангардный жанры,  следует понимать, как две стороны одной монеты.
Документальный жанр представляет собой реальные, а не выдуманные или постановочные события.
Однако, поскольку документальные фильмы также подвержены частичной фикционализации, эта граница также полезна только для эвристических (научных) целей и не должна иметь положительного онтологического (о бытие) статуса.
Эти три основных жанра представляют собой идеальные конструкции.

Современные фильмы, как правило, синтезируют  в себе элементы и структуру двух и более (типовых Голливудских) жанров.

Например, комбинация жанров в фильме может быть аткая: арт-хаус (субверсии, абстрактный символизм) и жанровый боевик - Вестерн (скакать – спасать – отомстить) и тд.


Вообще, арт-хаусные фильмы, больше нравятся образованному среднему классу, в то время как жанровые фильмы, как правило, «заходят», так называемой, массовой аудитории.
Эта тенденция отвлекает внимание от того факта, что и арт-хаусные фильмы, и жанровые фильмы принадлежат к одному и тому же повествовательному жанру.  Почти всегда можно найти элементы жанра в фильмах арт-хаус и элементы арт-хауса в жанровых фильмах.

И те и другие являются частью всеобъемлющей системы, в которой доминируют голливудское кино и капиталистическая идеология.


«Жанровые фильмы» Голливуда, обычно, считаются массовым развлечением и поэтому противопоставляются арт-хаусному, экспериментальному и документальному кино.

«Жанровые фильмы», отмечает КсюшаТомас Собчак, «созданы не для изображения жизни, а для подражания другим фильмам».

Он имеет в виду то, что жанровые киноленты, пропагандирующие мифы, обычно, противопоставляются арт-хаусным фильмам. Последние, при этом, считаются более прогрессивными.



Зрители,  как правило, «отстают» от авторов-новаторов в современном понимании кино. Сами жанры фильмов развиваются и под влиянием продюсеров отдельных кинематографистов, глобальной / культурной адаптации, подвергаются девиации, деформации и тд. Национальный кинематограф, как правило, адаптирует голливудские жанры под собственный социо-исторический  контекст (стереотипы).

Подавляющее большинство фильмов объединяют, по крайней мере, два жанра. Анализ иконографии (описание и классификация тем, сюжетов, мотивов), кинематографии, повествования и тд  позволяет зрителю сделать вывод  о смешении жанров в тех или иных фильмах.  Режиссер-автор одновременно находится, как внутри жанровой системы, так и снаружи, чтобы развивать ее.

По словам Рика Альтмана, жанры состоят из смысловой (семантической) и синтаксической (структурной) плоскостей. Семантический подход, фокусируется только на наличии легко идентифицируемых элементов, таких как, например, реквизит, стандартные ситуации, костюмы и стандартные персонажи. Некоторые из семантических элементов иконографии (описание и классификация тем, сюжетов, мотивов) классического вестерна  - это лошади, револьверы и индейцы. Согласно этому подходу, фильмы, содержащие эти элементы, являются вестернами, а фильмы без них - нет.  Синтаксическое (структурное) взаимодействие элементов, в семантическом подходе игнорируется.
Синтаксический подход, напротив, подчеркивает отношения, связывающие смысловые (семантические) структуры жанра. Синтаксисические элементы - это структуры (сюжеты и подсюжеты), которые удерживают вместе семантические компоненты.
Такой подход обычно устанавливает критический канон, который включает небольшое количество «классики», но этот канон не всегда учитывает эволюцию жанра, его девиации и новаторство выдающихся режиссеров. Ни синтаксическая, ни семантическая модели, сами по себе, не могут объяснить эволюцию жанров и ассоциации между иконографией и жанром, которые могут установить зрители.
Например, можно дать синтаксическое определение фильму в жанре Вестерн киноленте «Искатели» (Джон Форд, 1956). Фильм «Искатели» содержит основные черты присущие жанру Вестерн. Следовательно, фильмы,  содержащие  подобную структуру (скакать – спасать – отомстить), например, «Чапаев» 1934, «Брат-2»  2002, даже реализованные с помощью другой иконографии, можно квалифицировать, как периферийные Вестерны.


Сатира и мелодрама считаются не отдельными жанрами, а кинематографическими модами (приемами), потому что они модифицируют с помощью «воинствующей иронии» и «эмоциональной привлекательности» доминирующие жанры фильмов.

Мелодраматизм вызывает у зрителя сопереживание персонажу, мифологизация - идентификацию зрителя с персонажем, а сатира - презрение к персонажу.


Всего, канадский литературный критик Нортроп Фрай (1912-1991) выделяет пять модов, каждый из которых имеет три модификации стиля: для комедии, для трагедии и тематическую (индивидуализм, национализм, хроника и тд).
Один и тот же сюжет с помощью модов и их стилей может предложить множество вариантов нарративов.
Моды изображения персонажей нарратива бывают такие:
Мифический -Герой превосходит нас по типу и окружающей среде. Истории богов и богинь.
Романтический - Герой превосходит нас по степени и окружающей среде. Легенды, мифы и народные сказки. Бэтмен, Терминатор, Чапаев.
Высокая миметика- Герой превосходит по степени, но не по окружающей среде. Классическая трагедия. Президенты, короли, кринцессы.
Низкая миметика - Герой не превосходит ни по степени, ни по окружению. Реализм. Мы как герои.
Иронический - Герой уступает нам по силе или интеллекту. Мы лучше всех и знаем то, чего не знает герой.
(различают также Диегезис - когда события и персонажи показаны реалистично и Мимезис- когда они показаны образно)
Нортроп Фрай писал, что «Главное различие между иронией и сатирой состоит в том, что сатира - это «воинствующая ирония», и это превращает ее в способ выражения, а не в жанр. (Нортроп Фрай, 1957)
Необычные художественно измененные жанровые фильмы Мартина Скорсезе, Брайана Де Пальмы и Квентина Тарантино, являются  примерами работ, находящихся в промежутке между перечисленными выше  жанровыми полюсами.
Несмотря на бесчисленные примеры гибридизации, «жанровые фильмы» по-прежнему рассматриваются многими литературно мыслящими критиками, как упрощенно шаблонные и, в целом, однородные.
Художник, обычно, работает, чтобы сбросить, либо разрушить, но не соответствовать границам, установленным системой.  Говорят, что великие режиссеры соответствуют жанрам, а хорошие режиссеры заимствуют формулы.

Современные арт-хаусные фильмы могут быть такими же прогрессивными или реакционными, как и их жанровые аналоги.
Независимые авторы, во все времена, создают разнообразие в жанровой системе. Это приводит к тому, что новые популярные жанровые вариации управляют рыночными процессами кинематографа.

Обычным является то, что отклонения от жанровой системы  не приветствуются ортодоксальными критиками, чьим знаниям они угрожают. Эти критики склонны рассматривать фильмы, в соответствии с общепринятыми жанровыми моделями, которым они привыкли доверять.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments