despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Мелодрама: песня о слезах в кино

Фильм «Всё, что дозволено небесами» (1955, США)

Мелодрама это:
1. Фильм, в котором акцент делается на эстетике привлекательности
2. Основной повествовательный мод американского и европейского кино

Голливудская семейная мелодрама: бессильный главный герой, жертва (часто осиротевшая женщина), неблагополучная семья, моральная поляризация персонажей, экстернализация (переход действия из внутреннего во внешний план) внутренней сущности персонажа через мизансцену и музыку, а также временный характер утраты и опоздания.
Ясно выраженные одномерные (черно-белые) портреты персонажей, преувеличенная эмоциональная окраска конфликта.
Реализм: для создания иллюзии праводоподобия, имитации реальности, реалистичность игры актеров заменяет правдоподобие нарратива и аутентичность чувств.
Традиционная мелодрама изображает триаду: «он», «она» и «злодей».

Руководитель советского кино Борис Шумянский (1886-1938) трансформировал советское кино по голливудскому образцу для массового производства фильмов. В СССР были приглашены консультанты из Голливуда для внедрения западных практик в советское кино. Теперь узкоспециализированные профессионалы под партийным руководством заменили режиссеров, самостоятельно выполнявших все работы по созданию фильма. Существовало три основных жанра сталинского кино: драма, комедия и сказка. В сталинском кино существовало табу на «буржуазные» жанры, такие как семейная драма, ужасы и гангстерские фильмы.

Мелодраматический мод в нарративе сталинского кино выражался так:
-позитивный герой «прокачивает» свою сознательность,
-милитаристическое решение идеологической конфронтации,
-гармония в государственной маскулиной семье с сильными милитаризированными тонами

Известные сталинские фильмы, в которых женщины изображены, как образцовые работницы и гражданки, например, такие: «Член правительства» (Хейфит, Захри, 1939); «Девушка с характером» (Юдин, 1939); «Светлый путь» (Александров, 1940); «Свинарка и пастух» (Пырьев, 1941); «Она защищает Родину» (Эрмлер, 1943); «Кубанские казаки»; (Пырьев, 1949)«Заговор обреченных» (Калатозов,1950).

Вообще, мелодраматический мод появился во время катастрофических социальных изменений, сопровождавших Французскую революцию. Видна аналогия в появлении постсоветской мелодрамы, во время потрясений, сопровождавших крах коммунизма.

Современные мелодрамы являются идеальным средством для изучения культурного и психологического состояния общества

Американский критик и профессор Клинт Брукс (1906-1994) писал так: «Мелодрама выражает тревогу, вызванную пугающим новым миром, в котором традиционные модели морального порядка больше не обеспечивают необходимый социальный клей…Это снова и снова демонстрирует то, что признаки этических сил могут быть обнаружены и отчетливо заметны».
«Классическая мелодрама», по описанию Брукса, опирается на поляризацию этических противоположностей для достижения «замечательного, публичного, впечатляющего поклонения добродетели, демонстрации ее силы и эффекта».
Он утверждает, что характерное для мелодрамы обращение к стилистическому, эмоциональному и повествовательному «излишеству» вызвано стремлением подтвердить и сохранить ценности «старого общества невинности»
Брукс писал, что мелодрама имеет тенденцию «персонализировать» добро и зло, но многие постсоветские мелодрамы не только персонализируют моральные качества, но и сексуализируют их (придают черты сексуальности).

Мелодрама, как утверждали многие критики, связана с прошлым, своим «поиском чего-то потерянного, недопустимого, подавленного».

В случае с постсоветской мелодрамы, подавленное оплакивание потери «бывшего» героического прошлого вытесняется сюжетами, оплакивающими утрату мужской чести, морального авторитета и, во многих случаях, сексуальной потенции. По этой причине, преследуемые «невинные» в большинстве этих фильмов - мужчины, но их добродетель почти никогда не восторжествует. Такие фильмы, обычно, заканчиваются смертью - самоубийством или казнью - их героев-мужчин.

Превращение преследуемой, а потому и добродетельной мелодраматической героини (из классической мелодрамы) в добродетельного мелодраматического героя - жертву (в постсоветской мелодраме), является ответом на кризис идентичности, в котором оказалась Россия после краха коммунистического правления. Современные фильмы показывают мелодраматические условности, определяющие героическую русскую маскулинность, как главную жертву, а женщины изображаются, как агент, символически представляющий власть.


Согласно Лоре Малви (британский теоретик феминистического кино род в 1941 году), в отличие от «классических» голливудских мелодрам 1950-х годов, конфликт в постсоветских фильмах возникает, в основном, из-за напряженности в общественной сфере, но не из-за доминирующего женского персонажа, либо «напряженности в семье», как это должно быть.

Многие постсоветские мелодраматические фильмы, лучше всего охарактеризовать, не как женские, а как мужские «плаксивые»: «Анкор! еще анкор!» 1993, «Серп и молот» 1994. Особенности постсоветской мелодрамы: фатализм неизбежность трагедии, потери и глубокого страдания, трагический конец.

Кадр из фильма гангстерского жанра с мелодраматическим модом "Бумер" 2003 П. Буслов

Как объясняет испанский критик Хесус Мартин-Барберо (род в 1937 году) в своем обзоре драматической структуры и символических функций, мелодрама хорошо поддается символическому обсуждению социально-исторических проблем (стереотипов) и представлений о себе/других. .Стандартные персонажи мелодрамы: «предатель», «жертва», «чемпион» и «дурак». Эти персонажи, замечает Хейворд, «принимают на себя основные психические роли», которые приобретают повышенное значение, благодаря их интерактивным связям, действиям, жестам и их социальным последствиям.
Чтобы подчеркнуть драматическую структуру и повысить эмоциональную привлекательность фильма, мелодрама также использует в качестве музыкального фона саундтрек (мелодию), определяющую жанр.
Определенные ракурсы камеры и другие кинематографические приемы поддерживают тематическую структуру и увеличивают трехмерность фильма. Эмоциональное воздействие усиливается за счет крупных планов, музыкальных тем и снимков природных или городских пейзажей, которые помогают выделить психологическое состояние персонажей.
Черты мелодрамы составляют часть манихейского (я/другие) повествования (James Leslie Smith 1973 ):
«в мелодраме мы выигрываем или проигрываем;
в трагедии мы проигрываем в победе ... или выигрываем в проигрыше.
Мелодрама - это драматическая форма, которая выражает реальность человеческого состояния, которое мы все переживаем большую часть времени».
Будь то триумф, поражение или протест, «поляризация» традиционной мелодрамы, по словам Мартина-Барберо, «имеет тенденцию разделять реальность на я и другие, добро и зло», что при «добровольном соучастии публики» допускает «отношения опыта с архетипами» и,«по мнению некоторых аналитиков, идеологическим шантажом».
Приятная монопатия (исключительной местной боли) завершается катарсическим облегчением для «мелодраматической аудитории», которую заставляют страдать вместе с мелодраматическими героями и чувствовать себя с ними единым целым.
Мелодрама широко известна своей «сосредоточенностью на жертве». Манихейская дихотомия добро/зло - изначально невинная буржуазная девушка и злодейский эксплуататорский аристократ - делает мелодраму подходящей «формой драматизации ... социальных конфликтов», стереотипов и ксенофобных представлений о себе/других. Пример тому в советском кино - мелодраматический мюзикл Г. Александрова «Цирк» (1936). Использование в этом жанре «декора и мизансцены в качестве замены смысла» создается черно-белыми персонажами и гиперболическими жестами и сценами. Также это создает метафорический эффект.
Питер Брукс отмечает, что «вещи [и] жесты ... становятся носителями метафор, чей смысл предполагает другой вид реальности [и] отсылает к параболической истории (к притче)».

Он продолжает: «[мелодраматическое] социальное значение - это только отправная точка для широкой коннотации». В сочетании с - иногда только подразумеваемой - семейной эдиповой драмой гангстерского жанра, поверхностные детали мелодрамы могут указывать на сеть символических значений. Такие символические нарративы получают свое социальное значение с помощью субъективной, культурной и эмоциональной окраски предметов, жестов и персонажей.

Мелодраматическая жертва очень подходит для представления (женского, национального, этнического) себя и (мужского, иностранного, террористического, правящего) другого в качестве насильника.

Благодаря мелодраме о повседневной жизни и ее идеологической связи со здравым смыслом, некритичные зрители приравнивают репрезентации мелодрамы к своим собственным повседневным переживаниям.

Теоретик соцреализма К. Станиславский обратил внимание на правдоподобие мелодрамы, как на одну из ее сильнейших сторон: «При просмотре мелодрамы зритель считает, что все, что происходит в пьесе, имело место в жизни». Он подчеркивает, что возникает связь между правдоподобием на сцене и в жизни. Однако, оба правдоподобия основаны на одной и той же господствующей буржуазной идеологии, что приводит к псевдореалистической правдоподобности.

Станиславский указывает на определяющую сфокусированность мелодрамы на современных проблемах.

Стереотипные черно-белые репрезентации являются отличительной чертой не только мелодраматической манеры, но и современных западных и российских обществ. Мелодрама отражает и усиливает воображаемое, мифы, ценности нашего «мейнстримного», мелодраматического общества.

Таким образом, мелодрама только кажется правдоподобной и реалистичной.

Брукс пишет, - «…в произведениях мелодраматистов (например Достоевского) важна репрезентация существования человека в обществе ... и его моральной драмы».

Мелодрама, как и мелодраматическое повествование о нашей «реальности», определяется тем, что Смит называет «неделимым» - полная зависимость от внешних противников. Он продолжает, что «мы видим большинство конфликтов и кризисов нашей повседневной жизни в мелодраматических, а не трагических красках» . Внутри фильма «неделимое» героическое Я борется с обобщенными, злодейскими Другими в «реальности». Через мелодраму современная жизнь похожа на фильм, а фильм, как бы, становится жизнью, потому что мелодраматические повествования отражают наше современное общество, точно так же, как классический вестерн отражал западные мифы. Мелодрама соответствует тому, что Стюарт Холл (британский марксист социолог) называет «режимом репрезентации».

Мелодраматический мод репрезентации с его стереотипами, методами маргинализации, сокрушительными поражениями и эйфорическими триумфами позволяет современным женщинам избежать многогранной сложности реальности, «искренне вступая в борьбу против явной несправедливости [и] нападая на злодеев ... становясь героями»

Мелодраматический стиль отмечен высокой эмоциональностью и резким этическим конфликтом, который не является ни комическим, ни трагическим, по личностям, структуре, намерению и эффекту. Чрезмерная «поляризация добра и зла в мелодраме работает на раскрытие их присутствие и действие, как реальных сил ... Их конфликт предполагает необходимость ... чистки социального уклада».

Мелодраматический мод, его стереотипы, символические аллегории, метафоры и могут быть представлены в разных жанрах кино, например в гангстерском жанре.

Как замечает Мартин-Барберо: В основе сюжета «мелодрамы» лежит то, что «человеческое существование сосредотачивается на распутывании тайных семейных отношений ...». Брукс отмечает, что цель «рассказчика [состоит] в том, чтобы [мелодрама] отдала сознанию весь свой потенциал как «притчи». Притча - это символическое повествование, тесно связанное с аллегорией.

Хорошо известно, что кинематографические саундтреки «комментируют» и подчеркивают действие на экране. Они помогают зрителям получить представление о просмотре в третьем измерении. В мелодрамах (и др. «плаксивых» фильмах), в частности, используются мелодии, чтобы усилить эмоциональное воздействие. Когда используются песни, их тексты предназначены для поддержки темы рассказа или эпизода. Они также могут напрямую комментировать повествование и брать на себя роль представления мыслей персонажа.
Другие фундаментально мелодраматические киноприемы – использование крупных планов, сцен любви, поцелуев. Сцены природы в фильме используются для отражения настроения героев. Противоположным мелодраме модом является черная комедия.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гардиан знает все

    Неподписанный при Клинтоне договор Старт 3 истекает в 2024 году. Five things we learned from the Biden-Putin summit in Geneva Cool normality…

  • Экзистенционализм жив!

    НАСА отобрала 18 астронавтов для тренировок по полету на Луну в 2024 году. Программа полета на Луну называется водка Артемида NASA…

  • Байден-Путин: не о чем поговорить.

    With Putin, Biden Tries to Forge a Bond of Self-Interest, Not Souls - The New York Times www.nytimes.com Продолжая тему космоса, вот какие…

  • Новости Зоны Фунта: алжирская нефть в Украине.

    "Укртранснафта" впервые осуществила транспортировку алжирской нефти АО "Укртранснафта" в июне впервые осуществила транспортировку алжирской…

  • 1986: запуск станции Мир

    Советская космическая станция третьего поколения «Мир» была предназначена стать основой для построения городка на орбите для постоянного присутствия…

  • 1970. Нил Армстронг в СССР

    Кроме королевской ракеты в СССР нет мощного и надежного носителя. Ракета Н-1 взрывается а Протон еще не доработан. У мерикосов с 1968 года есть…

  • Драматургия 1985 года

    За несколько лет до планируемой перезагрузки США в 1989, году банкиры опустили цены на нефть, чтобы рост экономических показателей заемщиков…

  • Если дословно, то убит при аварии.

    Soviet Plans State Rites Today For Gagarin, Killed in a Crash; World's First Astronaut and Fellow Pilot Victims While on a Flight Near Moscow -…

  • 1972: Никсон начал программу "Space Shuttle"

    1 июня 1972 года. Программа «Space Shuttle» должна создать новые рабочие места в космической отрасли взамест закрытых за предыдущие 5 лет 200 тыс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments