despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Category:

Американская история: вестерн "Во все тяжкие"


Сериал «Во все тяжкие» 2008-2013 стал культовым и хорошо описан теоретиками медиа. Не остались в стороне и мы.Сериал начал сниматься в годы рецессии в США, которая началась в 2006 году. Подцензурная тема сериала стала возможна потому, что он снят кабельным каналом АСМ, который распространяется по подписке и не подлежит федеральным регуляциям эфирных медиа.
Контент и формат сериалов сильно отличается от покатного кино. ТВ работает по законам, написанным теоретики медиа на заре его создания: Ж. Лаканом Ж. Бодрийяром. Дж. Р. Бартом и их последователями. Цель сериалов - это мифотворчество (создание господствующей идеологии), политическая реклама, интеграционная пропаганда, и привлечение рекламодателей, при минимизации расходов на продакшн. В отличии от кино, сериальщики имеют возможность мониторить реакцию зрителей и рекламодателей, и корректировать контент по ходу производства. Активная реакция (декодирование) аудитории на медиапродукт (кодирование), его переосмысление (смысловая герилья) основанное на собственном опыте зрителя называется дискурсом. Изучал медиадискурсы Британец Стюарт Холл (1932-2014) – теоретик медиа, социологии культуры протеста и марксист.

Теория Стюарта Холла из Вики:

Согласно модели Холла, сообщения, получаемые аудиторией из телевидения и других СМИ, интерпретируются ею по-разному в зависимости от культурного бэкграунда человека, его экономического статуса, социального пространства, которое он занимает, и личного опыта.

В отличие от других теорий СМИ, в которых роль зрителя сведена к нулю, Холл впервые выдвинул идею, что члены аудитории могут играть активную роль в расшифровке (декодировании) сообщений.

"Именно в процессе декодирования осуществляется «семантическая герилья» против господствующей идеологии путём переосмысления преференциальных смыслов, заложенных в послание отправителями. Она возможна потому, что «не существует неизбежной зависимости между кодированием и декодированием: первое может попытаться навязать свои предпочтения, но не в состоянии предписать или гарантировать последнее, которое имеет собственные условия существования"


С. Холл предлагает такие аспекты анализа любого культурного артефакта: производство, представление, потребление, идентификация и регулирование.

«Во все тяжкие» - синтаксически и семантически представлен в виде традиционного американского Вестерна. Вестерн всегда хорошо «заходит» американской аудитории. Этот Вестерн снят в стиле постмодерна: его идея носит полярность обратную вестерну модерна. Классический вестерн показывает формирование среднего класса буржуазного общества и утверждение верховенства закона, но вестерн в стиле постмодерна «Во все тяжкие» показывает депрессию, разложение среднего класса и деградацию общества, через нарушение закона.

В сериале сильно влияние классических спагетти вестернов, в первую очередь, - «Хороший, плохой, злой» 1966,  Напомним, этот великий вестерн тоже вышел в непростое время - в год втягивания США в войну во Вьетнаме.
Традиционное американское кино, со времен А. Хичкока, содержит весь набор персонажей с мимезисом сущностей фрейдистского психоанализа. В триллере «Психо» 1960 А. Хичкока, фрейдовский зоопарк представлен полностью, включая эдипов комплекс: Мэрион и Норманн и – Я и Другой, полицейский в очках и мама Норманна – Суперэго, переодетый в женское Норманн и любовник Сид – злодей Ид. События «Психо» происходят в оплоте американской идеи – частном доме на трех этажах, метафорически показывающих компоненты личности.
В вестерне Скорцезе все они тоже представлены: Блондин и «Плохой» - Я и Другой, Туко «Злой» – Ид, брат Туко настоятель монастыря - Суперэго.
Сущность Другой – это недостижимий (Эдипов) предмет стремлений рациональной части личности (Я): иррациональная нереализуемая мечта, то, чем хочет стать Я, но не может, в том числе, из-за ограничений со стороны Суперэго.
Предсказуемо, что Я в вестернах побеждает соперников и получает приз. Победа над соперниками, которая одновременно является победой над собой - это воплощение модернистской философии экзистенционализма (Ницше), которая сопровождается «сублимом» (высшей целью) - найти клад. Это было в 60-х, позднее, американский «сублим» в медиа обрел конкретные потребительские черты: тачки, телки, ништяки и плюшки.
Такой же состав персонажей представлен в сериале «Во все тяжкие»: Волт и Гил (и фашист Джек) –Я и Другой, балбес Джесси – Ид, полицейский Хенк - Суперэго. Если это зрителю не сразу понятно, то накосячили литературные рабы-скриптрайтеры, либо кретивный директор проекта злоупотребляет белым порошком.

Заметим, что в сериале из-за кризиса в экономике США тех лет (нету денег у зрителей) потребительский «сублим» заменен на «сублим» прокачки социального статуса в асоциальной модернистской вертикали.

Потребителем сериала, его целевой аудиторией (зрительским Я), были богатые мужчины до 45 лет. Привлечь к экрану эту аудиторию, для продажи рекламных слотов – это очень непростая задача.

Задачу привлечения к просмотру зрителя в лице богатого мужчины  решил протагонист Волт (зрительский Другой) - это  персонаж собирательный, как  Джеймс Бонд.

Разврат и борьба героя привлекают к экрану богатых зрителей: так они чувствуют себя защищенными, умными. Широкому зрителю в США тоже интересна эта злободневная тема. Обычные зрители декодируют трансформацию обычного гражданина иначе, чем представители высшего общества: как обедневшие отцы семейств, наркоманы, бросившие школу и люди, вовлеченные в международную торговля наркотиками. История эрозии и упадка среднего класса, его борьбы за деньги, на фоне экономического кризиса в стране, показаны в знакомой зрителю эстетике классического Вестерна.

Производственный процесс сериала «Breaking Bad» кодирует определенный социальный смысл:
это означает перевод идеи в визуальное сообщение.
Продолжительность серии выбрана с тем, чтобы включить 4 блока рекламы, Место натурных сьемок сериала в пустынном штате, кроме наличия эстетики Вестерна, позволило сэкономить 25 % на налогах, из-за льгот.
Стилистика картинки включает постродакшн, наукоемкие эпизоды, кровавые сцены, крупные планы, узнаваемая визуальная композиция, картины природы, необычные ракурсы камеры, длинные кадры, контрастные монтажные склейки, долгие паузы и тд.
Композиция серий выполнена по не часто используемой, но премиумной схеме "Пирамида Фретага", с кульминацией в середине.
Фишка нарратива - быстрая трансформация героя из смертельно больного бедолагу, работающего на двух работах в жаждущего власти криминального лидера (уже в первом эпизоде) и медленное развитие сюжета, которые показывают последствия этой трансформации: так удобнее включать рекламные блоки. В это драматическое шоу были мастерски вплетены напряжение и саспенс сцен, скачки во времени, нуар и тд.
Сериал включал в себя 12-13 эпизодов за сезон и его время показа в сетке вещания было близким к похожему по стилистике Бетмену, что было большим плоюсом.
Выход сериала сопровождался успешной продажей сувениров и брендированных товаров. В DVD – релизах, для расширения аудитории были вырезаны сцены, показывающие принадлежность Волта к среднему классу. Также имело место комедийное позиционирование продукта, хотя комедией сериал не является.

Согласно статистике IMDb, женская аудитория оценила сериал в 9.4 баллов из 10, а мужская - в 9.6 баллов. Возраст 60 % мужской и 55,9 % женской аудитории составлял 18-29 лет.
Первая категория зрителей получала удовольствие от эмоцианальной разрядки, отвлечения от проблем и рутины повседневной жизни и тп.
Вторая категория смотрела новые серии ради последующего общения и обсуждения в сети или своем кругу общения. В 2013 году, в среднем 6 млн человек твитили сообщения после выхода новой серии.
Третью категорию зрителей привлекала в шоу идентификация с его персонажами или ситуациями, на основе собственного опыта.

Особенностью работы команды сериала есть коммуникация через Интернет с фан-сообществом, коррекция нарратива и эстетики продукта, навстречу их пожеланиям. Фан-сообщество продолжило существование после закрытия проекта, что подтверждает потребительский успех проекта. Брендированные сувениры шоу стали предметом коллекционирования: например, силиконовая маска Волта была продана на еBay за 41 тыс долл. Другой известный случай активности Фан-сообщества - в Мексике были проведены символические похороны Волта, которые собрали огромную толпу любителей сериала.

Вне сомнения, сериал «Breaking Bad» достиг своей цели в коммерческом и пропагандистском плане. Он пополнил медийную мифологию яркой постмодернистской интерпретацией классических сюжетов, реализованных с помощью современных технических приемов.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments