despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Футуризм в фильме "Чапаев" 1934.

Нет человека на постсоветском пространстве тех, кто бы не знал В.И. Чапаева (1887-1919) и его команду.Любимый многими поколениями советских зрителей, фильм «Чапаев» 1934, посвящен теме интеграции безграмотного крестьянина в советский проект. Для нас этот фильм – еще и блестящий пример мифотворчества в кино, так как ничего общего с реальными людьми, кроме имен "красных кавбоев" - Чапаева и Фурманова, персонажи фильма не имеют. В жизни напротив, имелся конфликт амбиций и любовный треугольник между Д. Фурмановым (1891-1926) , его женой (и автором сценария фильма) Анной Стешенко (1891-1941) и В. Чапаевым.

Очень хорошо, что авторы избавили нас от вымышленных и реальных мелодраматических подробностей из жизни и внутреннего мира персонажей фильма.

После «Великого перелома» 1929 года советские кинематографы застыли в ожидании нового курса партии. В результате этого, количество новых фильмов сильно сократилось: со 148 в 1928 году до 35 в 1933 году.  В 1930 году вышел фильм А. Довженко «Земля». Семантически, этот фильм имеет множество многовекторных субверсий, так что сразу поставить к стенке режиссера было очень сложно. Фильм «Земля» напоминает матрешку: чем выше образование у зрителя, тем больше смысловых субверсий он находит. Но такие фильмы – артхаус - штучный продукт, они не для широкого зрителя и любимая мишень для критиков. Высоколобый артхаус неинтересен и массовому Голливудскому кино. Оценил талант Довженка только генеральный продюсер – тов. Сталин: Довженко стал главным идеологом Кремля и снимал фильмы для образованной публики в СССР и за рубежом.
Другой стороной советского кинематографа руководил С. Эйзенштейн. Его студия снимала пропагандистские фильмы для широких масс, включая ленту «Чапаев». Стиль Эйзенштейна тоже не подошел Голливуду: его фильмы слишком простые для буржуазного зрителя и пропаганда, «удар кинокувалдой», в них слишком навязчивa. Разум буржуя требует более сложных мифов, так как его мозг постоянно решает задачу ПРАВДА/ЛОЖЬ.   Кроме того, Эйзенштейн был консерватором: он всегда выступал против всех технических новинок в кино (звук, композиция кадра, широкий формат и тд). Тем не менее, репутация Эйзенштейна в глазах Кремля, как преданного делу Большевиков пропагандиста, сильно пошатнулась. Это случилось после его поездки в Голливуд и брака с гражданкой США, вместо кадрового офицера НКВД, как это сделали другие советские мэтры кино.
Начало 30-х - это были романтические годы, когда советские кинематографисты ( и другие деятели искусств) видели себя властителями дум пролетариев и прогрессивных мыслителей всего мира. Средствами кино, они хотели преобразовать старое общество в новое. Госкино даже планировал построить Советский Голливуд в Крыму для массового выпуска фильмов. Однако, время внесло свои коррективы.

Вместо кинематографа, за преобразование старого общества в новое, взялось НКВД, своими методами.

Таким образом, «Земля» и «Чапаев» - это последние полусвободные советские фильмы, перед введением стальной хватки административного соцреализма в августе 1934 года. Они вышли в момент смены власти внутри власти, когда идеологическая хватка Большевиков ослабла. Эти фильмы все еще полны оптимизма (не смотря на обилие смертей на экране), с которым их авторы смотрели в будущее Советского проекта.

Социальный оптимизм этих фильмов ломает четвертую стену и заряжает зрителя, поэтому эти ленты сопровождает мировая популярность и долгая экранная жизнь в мировом кино.

Нельзя сказать при этом, что Довженко и Эйзенштейн сильно страдали от давления со стороны Большевиков: напротив, они создали две великие школы кинематографа. Эти школы не конкурировали: у Довженко плохо получались жанровые фильмы для рабочих и крестьян («Иван»,1932), а Эйзенштейн не снимал Артхаус. Кроме того, тов Сталин ставил им разные задачи.

Киношкола Эйзенштейна – это простые, пропитанные господствующей идеологией фильмы для рабочих и крестьян, она до сих пор процветает на постсоветском пространстве, в Китае и других тоталитарных странах.

Фильмы Школы Довженко ориентированы на другого зрителя: они ведут диалог властей с международным сообществом (PR) и «шибко грамотными» гражданами внутри страны. В полной мере, фильмы Довженко предсказывали скорое будущее для самых непонятливых оппозиционеров.

Обе школы кино нужны, чтобы влиять на своего зрителя: первые должны работать и правильно голосовать , а вторых, всех не пересажаешь.

К сожалению, после смерти А. Тарковского, Школа Довженка на постсоветском кинопространстве была вытеснена Школой Эйзенштейна и Школой Лубянки. Причиной тому, кроме сложности стиля, стало еще и то, что Довженко не оставил после себя научных работ в области кино, он унес все секреты с собой. Сейчас очень сложно понять его киноязык, не проникнувшись духом той эпохи. Много еще зависит от масштаба личности режиссера. Даже гениальный Тарковский, заимствовав яблоки и лошадок, не смог в своих фильмах передать позитивную эстетику и оптимизм довженковских лент.

Довженко, конечно, не все придумал сам: это влияние, в первую очередь, итальянских фашистских и российских (расстрелянных НКВД украинских) художников футуристов и прочих недобитых авангардистов.

Они выполняли ту же роль, что выполнял современный кинофутурист Сид Мид. Новые поколения людей всегда мечтают о развитии и о мирах будущего.

Если человек не развивается он деградирует. Социальный оптимизм, развитие, прогресс и футуризм – это одно и тоже. Учитывая, что нас окружают только мифы, футуризм - это хороший миф.

«Чапаев» и «Земля» - это, в некотором смысле, футуристические фильмы, так как они содержат социальный оптимизм, перенесенный на кинопленку.

Так как современный нам мир не коммунистический, но потребительский, то современный «Чапаев» был бы снят о погружении простого парня в мир потребления. Современным «Чапаевым» можно назвать, например, фильмы «Красотка» 1990, «Данди по прозвищу «Крокодил» 1986 или «Терминатор 2» 1991. В этих фильмах человек (робот) из иного мира принимает ценности потребительского общества и с оптимизмом смотрит в будущее. Обратим внимание на роль мальчика Джона Коннора. Роль мальчика в создании нового общества тоже футуристична. Джон Коннор – это важнейший персонаж футуризма: это Маленький Принц, носитель философии нового мира.

Начало построения нового общества  представляют мальчиком - носителем новой философии. У каждого общества такой персонаж свой собственный: Гекельбери Финн, Джон Коннор, Павлик Морозов, Маленький Принц, Гарри Поттер и, конечно же, Сашко из «Зачарованой Десны».

Довженко до последних дней не отошел от принципов футуризма и создал общество будущего еще в 1956 году, когда написал "артхаус на бумаге", полную метафор киноповесть «Зачарована Десна». В смысле философии нового общества, романтический мальчик Сашко пришел на смену пионеру Павлику Морозову.

Важно, что философия  хлопчика Сашка из "Зачарованой Десни"  находится внутри народной традиции и, одновременно, вне национальной принадлежности, вне религиии или социальной мистики - каких либо "...измов".

Киноповесть Довженко, законченная в 1956 году - это послание потомкам, концентрированный эликсир, то чем обагатилась наша традиция, после всех драматических событий первой половины ХХ века.

Э. Хемингуэй, в повести «Зеленые холмы Африки», 1935 писал, что в американской литературе нет ничего лучше, чем «Приключения Гекельбери Финна», 1884 Марка Твена, это произведение есть началом не только американской литературы, но и самой Америки (США).

В нашей культуре киноповесть «Зачарована Десна», выполняет ту же роль, что «Маленький Принц» у католиков,  «Приключения Гекельбери Финна» у американцев (лютеран) и "Гарри Поттер" в Зоне Фунта

К сожалению, социальный оптимизм в нашем обществе,  как правило, подвергается гонениям со стороны элит и философия Довженко была отвергнута при коммунистах и после них.

Генерал НКВД Юлия Солнцева (Пересветова), снимая фильм по киноповести Довженко, конечно же, выхолостила из нее философский смысл. А фильм "Чапаев"  был неоднократно десакрализирован в постсоветские годы. В современной России Чапаев до сих пор служит целям милитаризации общества.
Subscribe

  • Беларусь 2. КГБ против Опус Деи.

    Вскрывать события современности – это не наш профиль. Суть событий проекта проясняются после завершения временного промежутка 10-20, а еще…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Турция: бомба с часовым механизмом.

    Турции не везет больше, чем другим странам. Не везет, потому что в Турции есть ресурс, который дорого стоит и его невозможно полностью контролировать…

  • Как работает Центральный банк и зачем он нужен.

    Самый главный банк в стране -это Центральный банк, он же Национальный банк. Но так было не всегда. Для произведения взаимозачетов по долгам между…

  • Германия 1942. Золото нацистов.

    Нацистский проект в Германии начал сворачиваться в 1942 г, когда в Рейхсбанке закончились деньги. После завершения очередного германского…

  • Долгая дорога к "Китайскому Чуду"

    Довоенная история Китая, с точки зрения Теории Кредитных Проектов, ничем не отличается от истории других азиатских стран. Но события в Китае…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Беларусь 2. КГБ против Опус Деи.

    Вскрывать события современности – это не наш профиль. Суть событий проекта проясняются после завершения временного промежутка 10-20, а еще…

  • Куда ушли ганзейские деньги. Ч2

    Кто был в Стокгольме, наверно обратил внимание на то, что город легко поделить на исторические эпохи, связанные с разной манерой…

  • Турция: бомба с часовым механизмом.

    Турции не везет больше, чем другим странам. Не везет, потому что в Турции есть ресурс, который дорого стоит и его невозможно полностью контролировать…

  • Как работает Центральный банк и зачем он нужен.

    Самый главный банк в стране -это Центральный банк, он же Национальный банк. Но так было не всегда. Для произведения взаимозачетов по долгам между…

  • Германия 1942. Золото нацистов.

    Нацистский проект в Германии начал сворачиваться в 1942 г, когда в Рейхсбанке закончились деньги. После завершения очередного германского…

  • Долгая дорога к "Китайскому Чуду"

    Довоенная история Китая, с точки зрения Теории Кредитных Проектов, ничем не отличается от истории других азиатских стран. Но события в Китае…