despaminator (despaminator) wrote,
despaminator
despaminator

Categories:

Два итальянских футуриста

Tullio Crali, Architecture, 1939

Строго говоря, постмодерн – это эпоха, когда старые модернистские вертикали разрушаются, но вертикаль глобального модерна еще не создана.

Однако, теоретики гуманитарных наук против того, чтобы использовать термин «постмодерн» к другим годам, нежели вторая половина ХХ века. В это время, в США разрушался потребительский модерн – Система Слоуна в GM, отменялась расовая сегрегация, рушились колониальные империи и объединялись страны Европы, Франция кипела перед очередной революцией и тп.
Поэтому, мы назовем весь другой постмодерн – межмодерном. Межмодерн – это и авангард начала ХХ века и ХХ Съезд КПСС, относительно сталинского модерна, время между демонтажом СССР и Путинизмом. Новая Хронология, Неэйнштейновский генератор Росси, и тд – все это межмодерн, только Теория плоской Земли –это пропаганда.

Футуристы – народ простой. Всем известен правый итальянский футурист Филиппо Маринетти. Но тот футурист который нам нужен, затерялся в истории искусств. Речь сегодня пойдет об итальянском коммунисте и левом футуристе Fillia (псевдоним Luigi Colombo, 1904-1936).
Филлиа писал фрески, картины и живопись на религиозную тему. Муралист Диего Ривера, напомним, перенес католическую эстетику в светскую живопись, а Михаил Бойчук сформировал эстетику религиозного и светского нео-византизма. Хотя фресок и работ Филлиа не много, он очень интересен для нас.
Новое поколение итальянцев тяготилось давлением церкви и отсталостью экономики своей страны: большинство хотело разрушить старую вертикаль и создать новую. Но так думали не все. Как только человек стал грамотным и перестал со страхом смотреть в небо в ожидании божьей кары или летящих чертей, он захотел совершить полет. Поднявшись в небо, человек сильно изменился, мысли его были уже о другом: полет это всегда аллегория свободы. Филлиа сам смотрел с небес на землю и писал картины в стиле Aeropittura (аэроживописи).
Движение футуристов зародилось в 1909 году в Италии. После прихода Б. Муссолини (1893-1945) к власти в 1922 году, футуристы задумались о слиянии с властью. Итальянские правые футуристы прилагали усилия, чтобы стать официальным искусством хунты Муссолини или Ватикана. Желаемого они не достигли, но испортили свою репутацию связью с фашистами, что отбросило их на обочину культурного мейнстрима. К тому же, абстрактная составляющая творчества правых футуристов, под лидерством Филиппо Маринетти (1876-1944) была слабенькая: машинки, адреналин, так играет «детство в жопе». Манифест Футуристов Маринетти появился в 1909 году, за три года до начала экспансивного проекта в Италии. Это значит, что цель правых футуристов заключалась в активационной пропаганде.

Забегая вперед, скажем, что только в физике футуристам удалось создать свой отлитый в граните модерн - это Теория Эйнштейна с четвертым измерением - время, которая рулит до сих пор.

Как и другие художники нового поколения, футуристы появились вслед за бурным ростом науки и техники. Открытие структуры атома, радиоволн, неэвклидова геометрия, психоанализ, изотерика (философия высших изменений, Ч. Хинтон, П. Успенский, К. Брегдон) и т. д.э вызвало у художников желание расширить изобразительные возможности холста. Они хотели изображать четвертое измерение - движение и время. Хронофотография подсказала им, как это сделать.

Так вот, футуристы и кубисты ( в том числе супрематисты школы Малевича), в свое время, научились изображать на неподвижных картинах и в дизайне четвертое измерение - движение и время.

Они достигали этого эффекта методом повторения или перспективой сложных геометрических фигур.

Ж. Делёз различал два типа повторения: статическое и динамическое: абстракция и энергетика.

Сложным языком Делёза, статическое повторение относится к «абстрактному эффекту», тогда как динамическое повторение относится к «действующей причине». В динамическом повторении понятие репрезентации превращается в Идею, которая формирует динамизм тотальности (Делёз, 1994).

Вот примеры работ, изображающих четвертое измерение:

Pablo Picasso (1910), Portrait of Ambroise Vollard,
Marcel Duchamp (1912), Nude Descending a Staircase, No. 2,
Kazimir Malevich (1912), The Knife Grinder,
Giacomo Balla (1913), Speed of a Motorcycle,
Giacomo Balla(1912), Girl running on a Balcony,
Giacomo Balla(1912), Dynamismof a dog on a leash,
Giacomo Balla (1913), Flight of swallow,
Giacomo Balla (1913), Expansionx velocity,
Giacomo Balla(1913), Automobile + velocity + light,
Umberto Boccioni(1911), Running train,
Benedetta Cappa Marinetti (1919), Velocity of a boat,
Carlo Carrà (1910), Dynamism of swimmers,
Luigi Russolo (1912-13), Dynamism of an automobile,
Gino Severini (1912), Dynamism of adancer,
Umberto Boccioni (1913) Muscular Dynamism,
а также известная скульптура Umberto Boccioni (1913), Unique Forms of Continuity in Space ( на фото внизу)
.

До некоторого момента, изображение четвертого измерения в искусстве 20-х-30-х годов было zeitgeist (повесткой дня) В литературе четвертое измерение – это то, о чем говорили Муссолини в 1926 году, «соединить традицию и современность» прошлое и настоящее и М. Горький в 1934 году - «соединить настоящее и идеальное будущее» писать мифологию с чистого листа, а в театре - это  были постановки Б. Брехта, Л. Курбаса и В. Мейерхольда.

Филлиа, футурист Второй волны, находился под влиянием теоретика левого тоталитаризма А. Грамши (1891-1937) и эстетика его работ сильно отличалась от работ правых футуристов, в первую очередь, наличием оригинальной абстрактной идеи.

Абстрактная идея Филлиа нам интересна тем, что она происходит от естественного желания человека быть свободным – летать в прямом и метафорическом смысле. Филлиа был тем художником, кто изображал естественное желание человека быть свободным, развиваться и с надежной смотреть в будущее.

Человек, если он не обременен Мефистофелем, хочет послать лесом всех попов и начальников, и полететь над землей. Хотя абстрактная идея Филлиа свойственна всем свободным людям, но с нее семью не прокормишь. Идея свободы всегда идет вразрез с политикой проектов. Кроме Филлиа, в этом стиле совмещения темы полета и абстрактной идеи (стиль Aeropittura) работали Жерадро Доттори (1884-1977), Туллио Крали (1910-2000) и др.

Несомненно, были футуристы с идеей свободы и в СССР, но они забыты или их расстреляли. Дело в том, что в 1932 году правые итальянские футуристы оформили в своем стиле Выставку фашистской революции в Риме, посвященную 10 годовщине Октябрьской революции Марша на Рим. Среди прочих, на выставке была картина правого футуриста Энрико Памполини (1894-1956) «Чернорубашечники Муссолини», где показана расправа фашистов над коммунистами, а также изображенный профиль Дуче, в стилистике сакрализующей иконографии вождей коммунизма, ницшеанские фигуры мускулистых мужчин (Аполлон, на фото ниже) и тп. Теперь песенка советских футуристов (и прочих неформалов) «была спета». Речь идет о постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций»


Кроме этого, политическая близость к фашистам вычеркнула итальянских правых футуристов из художественного канона авангарда в пользу более абстрактных стилей: французских кубистов, немецких экспрессионистов, дадаистов и сюрреалистов. Под эту раздачу попали и левые итальянские футуристы, включая Филлиа.
Футуризм никогда не признавался Ватиканом, как стиль для религиозной живописи, также он не имел статуса государственного искусства при Муссолини. Попы не видели в работах футуристов "вместилища для бога" Единственная религиозная картина в стиле футуризма которая была признана Ватиканом - это полотно Филлиа к 700- летию смерти Св.Антония Падуйского, 1931 (на рисунке ниже).

 Филлиа впервые вышел на футуристическую сцену в 1922 году. Тема футуристической духовности впервые появилась в трудах Филлиа в его манифесте 1925 года "L’idolo meccanico". Манифест связывает современную жизнь с новым видом духовности, которая воспринимается, как рукотворное созидание, а не божественно вдохновленная сила. Новый бог Филлиа, специально был изображен, как идол - полая фигура. Это должно было было придать узнаваемую форму новому виду футуристов. Идея Филлиа была альтернативна «религии скорости» Маринетти.

Символическое и аллегорическое значение аэроживописи, духовный аспект живописи, для Филлиа был фундаментальным.

Тем не менее, новым богом индустриальной эры левые футуристы считали машину, тексты манифестов Филлиа были полоны коммунистической риторики, воспевающей машинную эстетику пролетариата. Такой контраст был вызван тем, что итальянские элиты тогда считали католическую церковь ретроградной и искали альтернативные формы духовности и теософии. Они считали, что «синтез человека и машины создаст сверхчеловека, который потеряет индивидуалистическое превосходство и сольется с природой». Вот как это выглядело.
Филлиа. Божество воздушной жизни. 1933-1934

Коричневый предмет с надписью на переднем - это футуристическая версия Туринской плащаницы, реликвии божественного прикосновения. Но вместо Христа, Спаситель, в изображении Филлиа, кажется обнаженной женщиной, слитой с машиной, самолетом. Желтый крест и красный шар находятся в физическом мире пространства бога машин. Этот материальный, но одновременно бестелесный бог машин, возникает из образа, начертанного на плащанице. На буквальном уровне, женщина-самолет, фигура, подобная Христу на распятии, как и сам крест, представляют собой самолет, образуя футуристическое механическое божество; сфера функционирует, как замена материального тела. На метафизическом уровне, эта метафора становится аналогией между христианским и футуристическим спасением. Таким образом, трансцендентность, предлагаемая машинным богом, как буквальная, так и духовная. Пустая оболочка безликого пролетарского бога машин находится высоко над землей и ждет своего наполнения.
Самолет в форме тау-креста имитирует крест, который носил францисканский орден. Эта форма
креста появляется не раз в пейзажах и аэрокартинах Филлиа, часто в красном цвете, часто в сочетании с желтым. Красный цвет Филлиа – это примечательная особенность его картин. Он использует красный цвет гораздо больше, чем любой другой более поздний футурист, кроме, пожалуй, Джакомо Баллы (1871-1968); тем не менее, использование Баллой красного цвета было полностью в контексте итальянского триколора.
Единственное другое полотно футуризма, в котором красный цвет используется так явно символически, - это картина Карло Кара (1881-1966), Funerale dell’anarchico Galli (1913). На этой картине красный и черный цвета связаны с анархей и насилием. Символический визуальный язык коммунизма, намеренно использовался Филлиа, рядом с символическим визуальным языком католической церкви, а цветовая лексика с использованием красного и желтого золотого цветов, возможно, связана с изменением установленного порядка.

Нельзя не заметить, что футуристы эволюционировали от изображения "четвертого измерения" до изображения пустой оболочки, будь-то город будущего или безликий образ.

Тема лишения индивидуальности, обезличивания, расчеловечивания, изображение пустой оболочки, требующей наполнения, не раз встречается у левых авангардистов. Другой пример  тому - это цикл картин К. Малевича (1879-1935) про крестьян и боевиков спорцменов (супранатурализм). Пустая оболочка - это, с одной стороны, было отрицанием правой пропаганды с изображением атлета Аполлона, а с другой, отрицало старую мифологию и готовило почву для новой мифологии, еще не написанной. В этом смысле, соцреализм наполняет авангард, как пиво наполняет бокал, так как соцреализм эту пустоту заполнил, создав свою эстетику и мифолугию на пустом месте.

Соцреализм заполнил пустоты авангарда и написал свою мифологию и историю, Новые мифы были созданы по методам  С. Эйзенштейна в кино, Станиславского в театре и М. Горького в литературе. Советская  мифология была безальтернативна для индейцев электората и имела мало общего с реальностью.
Во всех странах было одно и то же: менеджеры правого, левого и других проектов, образно говоря, оседлали народную мечту о свободе.

К. Малевич "Два крестьянина на фоне полей" 1930.
К. Малевич "Красные Гопники" "Спорцмены" 1928-1932
Художники футуристы в Италии получали много государственных заказов на выполнение фресок и мозаик (в традиционном стиле, без своих штучек) в церквях и государственных зданиях. Например, футурист Джино Северини (1883-1966) выполнял заказы в соборах городов Semsales (1926) и La Roche (1928) в Швейцарии, а также мозаичный цикл в соборе города Cortona в Тоскане, Италия и во Дворце почты и телеграфа в Александрии, Италия.
Но в стиле аэроживописи, были выполнены только мозаика Le Comunicazioni (на фото ниже) в часовой башне почты г. Специя, художниками Филлиа и Памполини,   и фреска в Зале советов Дворца почты в г Палермо - Филлиа и Бенедетта Каппа (1897-1977) .

Абстрактный левый футуризм затерялся во множестве стилей авангарда и не пережил своего основателя Филлиа умершего в 1936 году в возрасте всего 31 год. Мы не узнаем то, чем он хотел наполнить свои бокалы оболочки.
Нам важно то, что полет, как метафора свободы (среди прочих и из картин Филлиа), воплотилась в развитии аэрокосмической отрасли в послевоенном СССР и итальянском промышленном дизайне, как привет с того света от футуристов 30-х годов.
Subscribe

  • "Титан" 2021. Романтизм и Просвещение.

    Кадр из фильма "Титан" 2021, победившего на Каннском кинофестивале. Такое положение рук у девочки, кстати, символически означает…

  • Влияние итальянского футуризма на искусство других стран.

    На фото - Дворец собраний в Чандигархе, Индия. Ш. Ле Корбюзье, 1964 Индустриальная революция в Италии случилась в 80-х годах ХІХ века. Как мы уже…

  • Финкап, краткое обобщение

    По просьбе Александра Григорьевича Степаненко, подвожу самые общие итоги изысканий по финкапу. На неблагодарном пути разрушения мифов, диалога со…

  • Россия июнь 1916 года: рейд на Багдад

    Все полны оптимизма. Цель военной кампании России — разгромить австрийскую армию. Направление удара — с Ковеля на Львов, а также на Буковину и далее…

  • Россия июнь 1917

    Первый Всероссийский съезд солдатских рабочих и крестьянских депутатов проводился в СПБ в июле 1917 года. Делегаты решили провести международный…

  • Кинозал: "Метрополис" 1927

    Фильм снятый в США немецким режиссером, родом из Вены, Фрицем Лангом (1890-1976) по сценарию писательницы Теи фон Гарбу (1888-1954). AN…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments